1 сентября в силу вступает запрет на размещение рекламы на заблокированных сайтах, в том числе в Instagram*. Но что относится к рекламе? Могут ли оштрафовать, например, за обзоры косметики, сравнение двух пылесосов или промокоды от онлайн-школ? Разбираемся.
ЧТО ТАКОЕ РЕКЛАМА?
Для того, чтобы информацию признали рекламой, она должна быть:
а) распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
б) адресована неопределенному кругу лиц;
в) направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и на его продвижение на рынке.
При этом признать рекламой могут даже материал, опубликованный бесплатно или по бартеру, если в нем есть все перечисленные пункты.
Тем не менее, каждый случай индивидуален и, чтобы определить, является ли материал рекламным, анализировать нужно фактически каждое слово. Однако есть признаки, которые помогают отличить рекламу от информационного текста. Так, рекламой с большей вероятностью могут признать материал, в котором:
- нет явного информационного повода,
- присутствует только один товар или ему уделяется больше внимания,
- мало фактов о товаре, но много личного мнения и эмоциональных оценок,
- есть ссылки, на сайт или магазин, где можно купить товар,
- высказывается некритическое мнение и дается чрезмерное описание товар и его достоинств,
- есть призыв к покупке.
Подробнее разобраться с тем, что ФАС считает рекламой, можно здесь.
ЕСЛИ Я В СВОЕМ БЛОГЕ НАПИСАЛ ХОРОШИЙ ОТЗЫВ НА ТОВАР И ДАЛ НА НЕГО ССЫЛКУ, МЕНЯ МОГУТ ОШТРАФОВАТЬ ЗА РЕКЛАМУ?
Прежде всего нужно понимать, почему вы решили оставить отзыв именно на этот товар. Если стиль блога в целом состоит из обзоров и отзывов такого рода, а пост гармонично вписывается в единую концепцию блога, то вряд ли это признают рекламой.
Если же мы говорим о беспричинном положительном отзыве, не свойственном стилю блога или не обусловленном каким-либо информационным поводом, то, скорее всего, это могут признать рекламой.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕКЛАМОЙ ОБЗОР ПРОДУКЦИИ ОДНОГО БРЕНДА, НАПРИМЕР, КОСМЕТИКИ?
Если это органичная интеграция, свойственная вашему блогу, и обзор содержит объективные критерии оценки (нет излишне положительной оценки и т.д.), то такой обзор не будет считаться рекламой.
Например, если бьюти-блогер обозревает новую линейку косметики у какого-то бренда и рассказывает о ее плюсах и минусах, то это не реклама.
А ЕСЛИ Я СРАВНИВАЮ ОДИН ПРОДУКТ У ДВУХ РАЗНЫХ БРЕНДОВ И ОДИН МНЕ ПОНРАВИЛСЯ, А ВТОРОЙ — НЕТ?
Сравнение одного и того же продукта у двух брендов является анализом или обзором и не будет считаться рекламой. Но стоит понимать, что такие правила действуют в том случае, если бренды сравниваются по одним и тем же критериям, отмечаются плюсы и минусы товаров, информация по брендам представлена в одинаковом объеме и никому из них не отдается явное предпочтение.
Например, если вы сравниваете два пылесоса разных брендов, то должны рассматривать одинаковые параметры: мощность, сила всасывания, качество пластика и т.д.
Также обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке. Так, если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и исключительно положительная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой.
МНЕ ДАЛИ ПРОМОКОД НА СКДКУ В ОНЛАЙН-ШКОЛЕ, МОГУ ЛИ Я ИМ ПОДЕЛИТЬСЯ С ПОДПИСЧИКАМИ, ИЛИ ЭТО БУДЕТ РЕКЛАМОЙ?
Промокод, как правило, предполагает скидку на конкретные товары, услуги, побуждает потребителей совершить покупку на выгодных условиях и адресован неопределенному кругу лиц. Скорее всего, это признают рекламой.
МОГУТ ЛИ ПРИЗНАТЬ РЕКЛАМОЙ ПОСТЫ ПРО СВОЙ БРЕНД?
Если блогер рассказывает о своем бизнесе в своем блоге, то ничего незаконного тут нет. Вы можете спокойно продолжать вести деятельность по продвижению своего бренда. В этом случае вы информируете подписчиков о своих товарах и услугах, а не размещаете рекламу.
Но стоит помнить позицию ФАС о том, что если несколько постов посвящены конкретным товарам, на которых намеренно делают акцент, то уже появляется риск штрафа.
Например, информировать об адресах своих магазинов, демонстрировать интерьер помещения можно, тут нет риска получить штраф, но если будет сделан акцент на преимуществах конкретного товара и появится рекомендация его купить — риск штрафа существенно возрастает.
Источник: Центр защиты прав СМИ