Опасный пресс-релиз: как работать с материалами пресс-служб и не оказаться под судом

Материалы пресс-служб - один из самых частых источников информации для многих журналистов и блогеров. Но нередко в них есть информация, которая может стать причиной проблем для распространителей. Особенно это касается случаев, когда пресс-релиз поступил из правоохранительных органов - зачастую в них содержится потенциально порочащая информация. Юристы Центра защиты прав СМИ рассказывают, на что стоит обращать внимание при подготовке текста на основе сообщений пресс-служб, чтобы не нарваться на уголовное дело или административный иск.

Все ли так страшно или случаи освобождения от ответственности

Давайте сразу разберемся, кто и за что будет отвечать, если вдруг в публикации, подготовленной на основе пресс-релиза, оказалась запрещенная или порочащая информация. Закон «О СМИ» в этом случае освобождает журналистов официально зарегистрированных СМИ от ответственности. В статье 57 Закона говорится: редакция, главный редактор и журналист не несут ответственности за распространение недостоверных и порочащих сведений, информации, которая наносит вред здоровью или развитию детей либо является злоупотреблением свободой массовой информации, если эта информация содержится в в ответе на запрос информации, либо в материалах пресс-служб. Причем, неважно, что это за пресс-служба - госоргана ли, коммерческой или некоммерческой организации.

Исключение - распространение информации о детях-жертвах. В этом случае не применяются правила освобождения от ответственности. Здесь обязательно нужно убедиться, что есть цель защиты законных прав и интересов ребенка, и спросить разрешение у его родителей.

В остальных случаях необходимо:
  • Зафиксировать факт получения информации.
  • Убедиться, что пресс-релиз был направлен именно из организации, например, с официальной почты. Если письмо пришло от сотрудника организации в нерабочее время с личной почты, это сигнал, что доказать, что это материалы пресс-службы, будет сложно.
  • Хранить скриншоты, разговоры с пресс-службами и письма на электронной почте.

Помните, что случаи освобождения от ответственности не наступают автоматически. Но можно ссылаться на них при изложении позиции в суде. Для этого нужно обязательно сохранять доказательства того, что информация взята, например, из пресс-релиза. В случае если информация содержалась в ответе на запрос, журналист должен будет доказать, что запрос информации и ответ были.

Норма об освобождении от ответственности - не стопроцентный способ обезопасить себя, даже если вы сохраните пресс-релиз и подстрахуетесь. В каждом конкретном случае все равно нужно пытаться проверять наличие других оснований, которые позволяют распространять информацию. Например, если речь идет об информации о способах самоубийства или употребления наркотиков, юристы не рекомендуют распространять эту информацию, даже если она была в пресс-релизе.

Эти правила работают только в случае, если публикация появилась в официально зарегистрированном СМИ. К блогерам, активистам и обычным пользователям интернета они не относятся.

Можно ли публиковать фотографии людей, если они содержатся в пресс-релизе?

Принимать решение, публиковать или нет фотографию, которую прислала пресс-служба, нужно исходя из норм, закрепленных в статье 152.1 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей, публиковать изображение человека без его согласия можно в трех случаях:

  • Если он позировал за плату;
  • Если есть общественный или государственный интерес,
  • Если фотография сделана в общественном месте и изображение человека на ней - не основной объект использования.

В каждом конкретном случае нужно анализировать снимок, если оснований для свободного использования нет, то нужно брать согласие человека, изображенного на снимке. Однако в случае с пресс-релизам почти всегда есть общественный интерес. Например, если это снимок заместителя губернатора, который попался на пьяной езде, или руководителя крупного предприятия, подозреваемого в коммерческом подкупе. Но с другой стороны, есть случаи, когда общественный интерес не очевиден. Например, нужно ли вашим читателям видеть фотографию неизвестного мужчины, который убил свою жену?

С фотографиями детей работают те же правила, только согласие нужно брать не у самих детей, а у их родителей. Исключение - если это дети, пострадавшие в результате правонарушения. Закон запрещает распространять информацию, которая прямо или косвенно позволяет идентифицировать такого ребенка.

Распространение персональных данных детей-жертв - случай, на который не распространяется статья 57 Закона «О СМИ», устанавливающая случаи освобождения журналиста и редакции от ответственности. То есть, даже если фотография или имя и фамилия содержались в материалах пресс-служб, это не спасет от ответственности. Здесь обязательно нужно убедиться, что есть цель защиты законных прав и интересов ребенка, и спросить разрешение у его родителей.
.

А что с персональными данными?

Персональные данные - это любая информация, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу и с помощью которой он может быть идентифицирован. В материалах пресс-служб могут содержаться, например, фамилия и имя человека, его должность и место работы.

По общему правилу, для распространения персональных данных нужно получить согласие человека. Этого не требуется, если есть ли общественный интерес. Журналисты также могут ссылаться на осуществление профессиональной деятельности как отдельное законное основание для свободного распространения информации о героях публикаций.


Диффамационные риски: как избежать?

Если мы говорим о пресс-релизах, в которых рассказывается о совершении какого-то преступления, то журналисты или блогеры могут столкнуться с риском получить иск о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Нарушением в этом случае считается распространение сведений, которые отвечают четырем критериям:

1. Относятся к конкретному человеку или организации;

2. Не соответствуют действительности;

3. Имеют порочащий характер, например, сообщают о том, что человек нарушил закон, совершил неэтичный или нечестный поступок;

4. Поданы как утверждения о фактах.

Для того, чтобы минимизировать диффамационные риски нужно помнить о презумпции невиновности и соблюдать несколько правил.

  • Не стоит сообщать в утвердительной форме о совершении преступления конкретным лицом до вступления приговора в силу, даже если имя этого человека раскрывает пресс-служба и даже если есть, как вам кажется, неопровержимые доказательства. Помните, что приговор вступает в силу после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
  • Нельзя использовать юридическую и криминальную терминологию в обывательском значении. Помните, что, например, слово “мошенник” имеет два значения: первое - юридическое (виновный в мошенничестве) и второе - обывательское (жулик, аферист). Для того, чтобы назвать человека мошенником и не попасть на иск, нужно иметь приговор за мошенничество, который вступил в законную силу.
  • Следует корректно описывать статус человека: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и т.д. Это поможет вам не нарушать презумпцию невиновности.
  • Не называйте реальные имена фигурантов дел без особой необходимости.Исключение: наличие общественного интереса в распространении такой информации.
  • Не полагайтесь исключительно на мнение одной стороны, например, правоохранительных органов или защиты подозреваемого. Лучше привести несколько точек зрения.

На что еще стоит обращать внимание: запрещенная информация

В пресс-релизе правоохранительных органов может содержаться и другая информация, распространение которой запрещено российскими законами. Рассказываем, на что нужно обращать особое внимание.

1. Информация о методах совершения самоубийств

Помните, что в России запрещено распространять информацию о способах совершения самоубийства и призывы к нему. Призывы вряд ли могут быть в сообщениях пресс-служб ,а вот информация о способах совершения самоубийства - вполне. К информации о способах совершения самоубийства относятся:

- информация об одном или более способах совершения самоубийства: описание (демонстрация), в том числе текст, изображение или иная информация (материалы), процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность действия и (или) возможных результатов совершения самоубийства, средств или мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети интернет способа самоубийства; 

- информация о совокупности необходимых для самоубийства условий: выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства; 

Даже если по какой-то причине эта информация оказалась в пресс-релизе, перепечатывать ее не стоит. Сообщать о самих случаях суицида, равно как и писать слова «самоубийство» или «суицид» не запрещено.


2. Информация о наркотиках

Запрещено распространять информацию, в которой сообщается о:

- порядке действий по изготовлению, разработке или использованию наркотических средств или их прекурсоров, в том числе, описание конкретных процессов и схем;

- создании специальных условий для посева и выращивания растений, содержащий наркотические вещества или их прекурсоры, совершенствовании технологии и выведении новых сортов;

- местах культивирования и дикого произрастания растений,содержащих наркотические средства, в том числе, маршрутов описания схем проезда (прохода) к таким местам;

- способах ухода от уголовной и административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств;

- местах приобретения, ценах и способах получения наркотических средств;
информации, направленной на формирование у целевой аудитории положительного образа лиц, осуществляющих изготовление, разработку и использование наркотических средств, предоставляющих услуги по их приобретению или осуществляющих культивирование растений, содержащих наркотические средства.

Также запрещена информация, которая направлена на формирование положительного образа людей, которые изготавливают или используют наркотики.


3.  Экстремизм

В случае, если в пресс-релизе идет речь об экстремистском преступлении, не стоит цитировать лозунги, экстремистские материалы и другую запрещенную информацию, даже если она содержится в пресс-релизе.


4. Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ № 188 от 06.03.1997 г. К ним относятся:
  •  Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).
  •   Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
  •   Служебная тайна.
  •   Профессиональные тайны (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  •   Коммерческая тайна.
  •   Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
  •   Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

  Подробнее о том, как работать с конфиденциальной информацией читайте на сайте «Доступ.медиа»


Помните, что к ответственности могут привлечь не только за текст, но и за изображения. Поэтому важно следить, чтобы на фотографиях не было, например, символики запрещенных организаций, матерных слов или оскорбительных жестов. В пресс-службах работают люди, а это означает, что они тоже могут ошибиться или не заметить чего-то. Такие случаи бывают. Например, в 2019 году в отношении издания “KozaPress” был составлен протокол из-за публикации фотографии из пресс-релиза нижегородского СУ СК РФ. На снимке была символика запрещенной в России организации «Мизантропик дивижн» без упоминания, что ее деятельность запрещена. Журналисты взяли эту фотографию для иллюстрации новости, за что чуть было не поплатились. Административное дело в отношении издания было прекращено судом.


Источник: Центр защиты прав СМИ


Поддержите работу Центра!

Вам понравились наши рекомендации?

Вы можете подписаться и получать ежемесячные письма о наших новых публикациях: