Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Обязан ли Роскомнадзор предварительно уведомлять редакцию сетевого издания (владельца интернет-ресурса) о внесудебной блокировке сайта?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Обязан ли Роскомнадзор предварительно уведомлять редакцию сетевого издания (владельца интернет-ресурса) о внесудебной блокировке сайта?

Это зависит от того, по какому основанию произошла блокировка, но в большинстве случаев не обязан.

Если Генеральная прокуратура обнаружила в вашей публикации фейк-ньюс, то прежде, чем приступить к блокировке Роскомнадзор (РКН) обязан предупредить редакцию сетевого издания (то есть зарегистрированное интернет-СМИ) и дать 24 часа на удаление текста. Блокировать будут только спустя сутки, если редакция не подчинилась и не удалила публикацию самостоятельно. Для этого РКН направляет требование о блокировке оператору связи, который должен ограничить доступ незамедлительно.

Если на сайте обнаружили «неуважение к власти» (ст. 15.1-1 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), то сначала уведомят хостинг-провайдера, тот уведомит владельца сайта и даст ему 24 часа на удаление публикации. Если владелец сайта откажется, то сайт будет заблокирован провайдером.

Если на сайте обнаружилась информация, распространяемая с нарушением законодательства о выборах (незаконная предвыборная агитация), то ЦИК или избирком другого уровня может потребовать произвести внесудебную блокировку через РКН. Тогда процедура аналогична: РКН определяет хостинг-провайдера, направляет требование ему, тот уведомляет владельца сайта и дает ему 24 часа. Если владелец бездействует или отказывается удалять, то провайдер через сутки обязан ограничить доступ к сайту. (ст. 15.3-1 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В остальных случаях (когда блокировка происходит по всем другим основаниям, указанным в ч. 1 ст. 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», за исключением распространения фейк-ньюс) процедура не предусматривает предварительного уведомления владельца сайта. Сначала Генпрокуратура уведомляет РКН, после чего он тут же вносит сайт в реестр запрещенных и по специальной системе взаимодействия дает указание оператору связи начать блокировку. Только после этого РКН ищет хостинг-провайдера или «иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация». Эту длинная и размытая формулировка важна, потому что под нее можно подтянуть почти кого угодно, в том числе это может быть и редакция. По сути это лазейка для РКН, которую он использует когда хочет, так как если таким «иным лицом» в логике РКН является редакция сетевого издания, то он сам может уведомить и ее. В этом случае РКН может направить уведомление как хостинг-провайдеру, так и этому «иному лицу», сообщив о начавшейся блокировке. В уведомлении в таком случае написано, что ресурс (сайт, ссылка) внесены в единый реестр сайтов, на которых размещена запрещенная информация, и что владелец сайта обязан ее удалить, если хочет, чтобы сайт разблокировали. Если РКН посчитает редакцию сетевого издания «иным лицом», то она узнает о блокировке чуть раньше, от самого РКН, а не от хостинг-провайдера. Но в любом случае к этому моменту сайт/страница сайта уже будут внесены в реестр запрещенных ресурсов. На практике мы видим, что ограничение доступа даже после внесения в реестр происходит не всегда сразу же. Иногда в реестре статус ограничения обозначен как «Доступ ограничивается» (значит заблокировали уже), а иногда, что «без ограничения доступа» (видимо это для случаев, когда редакции или владельцу сайта дали 24 часа и ждут как он себя поведет, или когда российские операторы связи не могут заблокировать конкретную страницу, например, когда речь идет о блокировке аккаунтов в соцсетях).

По закону получается, что Роскомнадзор в первую очередь общается напрямую с оператором связи, потом с провайдером, а с владельцем ресурса только в тех случаях, когда речь идет о блокировке фейк-ньюс, или если расценит редакцию сетевого издания «иным лицом», обслуживающим сайт. Роскомнадзор сначала требует от оператора связи и провайдера хостинга заблокировать информацию (на данном этапе администратор сайта еще не уведомляется), а уже провайдер хостинга в течение 24 часов с момент получения уведомления Роскомнадзора обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию.

 

Каковы обязательства Роскомнадзора в части информирования редакции о блокировке?

РКН информирует редакцию сетевого издания в случае, если под прицелом блокировки публикация, расцененная Генпрокурором как фейк-ньюс. В остальных случаях РКН с редакцией сам не контактирует, это должно делаться через хостинг-провайдера или «иное лицо, обслуживающее сайт», а редакцию должен проинформировать уже провайдер после блокировки. При этом оператор связи обязан заблокировать незаконную информацию немедленно, как только получит уведомление от Роскомнадзора, а редакцию уведомляет уже хостинг-провайдер после начала блокировки и требует от редакции удаления публикации. Таким образом, может образоваться окно в сутки, а может и больше, когда сайт будет недоступен, а причины блокировки не буду ясны.

Сам хостинг-провайдер знает от Роскомнадзора что конкретно блокировать, поэтому, по идее, те же сведения они должны сообщить редакции, чтобы она имела возможность исполнить требование об удалении. В уведомлении Роскомнадзора, направляемом оператору связи, хостинг-провайдеру должна содержаться информация:

1) с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая призывы;

2) с указанием страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию.

При этом на практике мы видим, что крупные редакции, как правило, получают уведомления непосредственно от РКН, даже когда основанием для блокировки является не фейк-ньюс.

 

Каков механизм разблокирования?

Сразу после получения уведомления от хостинг-провайдера редакция удаляет спорную информацию (возможность редактирования законом не предусмотрена, только удаление) и сразу же уведомляет об этом Роскомнадзор. Те проверяют и дают указание оператору связи разблокировать. Оператор обязан сделать это немедленно после получении уведомления Роскомнадзора.

Вся цепочка проходит в обратном направлении, и получается, что нельзя перепрыгивать через звенья. Но во всех случаях все субъекты должны действовать «немедленно», кроме провайдера, который после немедленной блокировки уведомляет об этом редакцию только в течение 24 часов.

Подобнее о том, что делать, если ваш ресурс заблокировали, читайте в нашей памятке.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ