Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Какие требования закон применяет к объему печатной площади для бесплатной публикации агитационных материалов в период избирательной кампании в государственных и муниципальных СМИ?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Объемы бесплатной печатной площади устанавливаются исключительно федеральными законами о выборах различного уровня и законами субъекта РФ (в зависимости от уровня и вида выборов).

Информация об общем объеме бесплатной печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должна быть опубликована в этом издании не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Так, например, Федеральным законом «О выборах депутатов ГД ФС РФ» (статья 59) установлено, что политические партии имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади соответственно в общероссийских государственных периодических печатных изданиях и региональных государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю, на следующих условиях:

  • объем предоставляемой печатной площади должен быть равным для всех кандидатов,
  • место на полосе должно быть равноценным,
  • одинаковый размер шрифта и
  • иные равные условия.

Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет кандидатам (политическим партиям), должен составлять не менее 10% от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в пределах агитационного периода в СМИ.

Итак, общим требованием для размещения агитационных материалов в печатных СМИ является обеспечение равных условий для проведения предвыборной агитации кандидатами.

Что же касается объема предоставляемой государственными и муниципальными СМИ бесплатной печатной площади, то некоторые законодательные акты субъектов РФ устанавливается еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади в размере не менее чем 10% от общего объема еженедельной печатной площади СМИ (Избирательный кодекс Воронежской области), другие определяют этот объем в размере не менее 15 % от общего объема печатной площади соответствующего издания (Избирательный кодекс Свердловской области) и т.д. Поэтому необходимо уточнять требования к объему бесплатной печатной площади в региональном законодательстве или соответствующей избирательной комиссии.

Общий объем бесплатной печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, распределяется между кандидатами путем деления этого объема на число политических партий или региональных групп кандидатов, имеющих право на предоставление бесплатной печатной площади в данном периодическом печатном издании.

Кроме того, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации. Соответственно, если печатное издание выходит реже, чем раз в неделю оно не обязано предоставлять площадь для публикации агитационных материалов (как платных, так и бесплатных). Общий объем платной печатной площади, который редакция периодического печатного издания резервирует для предоставления под предвыборную агитацию, должен быть не меньше объема бесплатной печатной площади или может превышать его, но не более чем в два раза.

© Подготовлено юридической службой Центра защиты прав СМИ