Группа депутатов Госдумы внесла законопроект, которым вводятся изменения в три закона: Закон «О СМИ», Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Если изменения примут, Генеральный прокурор фактически получит безграничные полномочия по блокировке сайтов и закрытию печатных СМИ, теле- и радиоканалов. Вместе с юристами Центра защиты прав СМИ разбираемся, что именно предлагают депутаты и к чему это может привести.
I. ЗАБЛОКИРОВАТЬ ВСЁ В ОДИН КЛИК
Какой закон меняют?
Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Депутаты предлагают внести изменения в статью 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также дополнить этот закон новой статьей 15.3-2, в которой будет описан порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, которые неоднократно нарушили закон.
Какие изменения предлагают внести?
1. Оснований для блокировки сайтов станет еще больше
Самое главное изменение — депутаты предлагают законодательно ввести возможность пожизненной блокировки любого ресурса, на котором неоднократно была размещена противоправная информация, публикация которой запрещена статьями 15.1, 5.1-1, 15.3 или 15.3-1 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Сейчас в этих статьях содержатся, например, такие основания для блокировки:
1) публикация порнографических изображений несовершеннолетних;
2) распространение информации о способах и методах изготовления и использования наркотиков и психотропных веществ, их прекурсоров и т.д.
3) распространение информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
4) публикация информации о детях-жертвах, распространение которой запрещено;
5) склонение и вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, которые опасны для жизни и здоровья несовершеннолетних или других людей;
6) распространение информации, которая в неприличной форме выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (неуважение к власти);
7) публикация призывов к экстремистской или террористической деятельности, массовым беспорядкам, участию в несогласованных митингах;
8) распространение фейк-ньюс;
9) оправдание экстремистской и террористической деятельности;
10) публикация материалов экстремистских организаций и организаций, признанных нежелательными;
11) распространение незаконной агитации и другой противоправной информации.
Новым законопроектом депутаты предлагают добавить к этому списку еще и:
1) распространение фейк-ньюс об использовании Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также об исполнении госорганов своих полномочий за пределами России в указанных целях;
2) публикация информации, дискредитирующей использование ВС РФ целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнение госорганами РФ своих полномочий в этих целях;
3) публикация призывов к введению санкций в отношении России, ее граждан или юрлиц или к другими санкциям.
2. Сайты будут блокировать незамедлительно и навсегда
Порядок ограничения доступа к сайтам, на которых как минимум дважды была распространена противоправная информация (см.пункт 1) предлагают прописать в новой статье 15.3-2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Если поправки примут, то решение о блокировке будут принимать Генеральный прокурор или его заместители. При этом ограничение доступа будет:
а) незамедлительным;
б) без предварительного уведомления владельца ресурса и возможности удалить или отредактировать спорную информацию.
в) постоянным: в законопроекте прямо прописано, что «снятие ограничения доступа к такому информационному ресурсу не допускается». Это значит, что сайт может быть заблокирован навсегда.
Получается, что если раньше в некоторых случаях владельцев сайтов уведомляли о предстоящей блокировке и давали 24 часа чтобы отредактировать материал и избежать ограничение доступа, то теперь такой возможности не будет. Кроме того, если законопроект примут, не будет и возможности обжаловать решение о блокировке в суде.
3. РКН сможет блокировать «зеркала» сайтов, доступ к которым был ограничен
Кроме того, статья 15.3-2 даст право Роскомнадзору блокировать сайты «сходные до степени смешения с информационным ресурсом», доступ к которому был органичен.
По сути, речь идет об ограничении доступа к «зеркалам» заблокированных сайтов, они в законопроекте называются «копией заблокированного ресурса». Однако в документе не дано определение понятию «копия ресурса», и не прописано, как РКН должен определять схожесть.
По используемой терминологии это похоже на практику защиты товарных знаков, когда названия, логотипы и дизайн продукции может быть практически идентичным с уже охраняемыми товарными знаками, и их использование может ввести в заблуждение потребителя при выборе товара или услуги и нарушить права владельца товарного знака. Но как это будет применяться к информационным ресурсам, когда речь не только о названии, доменном имени, дизайне, но в первую очередь о массиве самого разнообразного контента — не понятно. Высок риск, что ведомство будет блокировать сайты без доказательства идентичности распространяемого на них контента, просто с похожим названием, оформлением, созданные той же командой, что само по себе может нарушать право на распространение информации и право граждан на доступ к различным источникам информации.
4. СМИ больше не будут уведомлять о грозящей блокировке из-за фейк-ньюс
Кроме того, депутаты предлагают исключить из статьи 15.3 Закона «Об информации,…» пункты 1.1-1.5. Сейчас в них прописал порядок уведомления редакции зарегистрированного СМИ в случае, если на его сайте Генпрокуратура нашла фейк-ньюс. Пока Роскомнадзор обязан уведомить СМИ о предстоящей блокировке и дать возможность редакции удалить спорный материал. Если эти пункты исключат, то такой возможности не будет — блокировка будет происходить незамедлительно без возможности удалить спорную информацию. И без возможности обжалования в суде.
II. ЗАКРЫТЬ ЛЮБОЕ СМИ
Какой закон меняют?
Закон «О СМИ»
Депутаты предлагают ввести в закон новую статью 56.2 «Признание регистрации средства массовой информации недействительной или прекращение действия лицензии на вещание на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей»
Какие изменения предлагают внести?
1. Генпрокуратура сможет закрывать печатные и вещательные СМИ
Если законопроект примут, то регистрация СМИ может быть признана недействительной, а действие лицензии на вещание может быть прекращено по требованию Генерального прокурора или его заместителей.
Такое решение может быть принято, если в СМИ распространены:
1) фейк-ньюс (недостоверная общественно значимая информация, распространенная под видом достоверных сообщений и создающая угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и т.д.);
2) фейк-ньюс об использовании Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, или об исполнении госорганов своих полномочий за пределами России в этих целях;
3) информация, которую можно расценить как «неуважение к власти» (проявление в неприличной форме неуважения к обществу, государству, Конституции, государственным символам, органам государственной власти РФ);
4) информация, дискредитирующая использование ВС РФ или исполнения госорганами РФ своих полномочий в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности;
5) призывы к организации или участию в несанкционированных публичных мероприятиях, массовым нарушениям общественного порядка или общественной безопасности, введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций, либо содержащей пропаганду, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности.
Кроме того, признать регистрацию СМИ недействительной и прекратить действие лицензии на вещание Генпрокурор сможет в случаях, которые предусмотрены Законом «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (смотрите раздел «Закрыть любое иностранное СМИ в ответ на «недружественные» меры»).
2. Процедура закрытия СМИ будет занимать меньше суток
Если закон примут, процедура закрытия любого СМИ будет максимально простой. Генпрокурор или его заместители смогут отправить требование в Роскомнадзор, который должен будет в течение суток признать регистрацию средства массовой информации недействительной или прекратить действие лицензии на вещание и внести соответствующие записи в реестры.
Получается, что новый законопроект просто «уравнивает» печатные и вещательные СМИ с сетевыми изданиями в скорости ограничения доступа к их контенту. Если сейчас заблокировать любое интернет-издание достаточно просто, что ограничивает доступ к их контенту сразу после блокировки. А вот закрыть печатное или вещательное СМИ можно было только в судебном порядке и при условии, что изданию было вынесено два предупреждения в течение года. В случае принятия закона, закрыть любое печатное СМИ, теле- или радиоканал будет так же элементарно, как ограничить доступ к ресурсу в сети. Вся эта процедура может занимать от силы несколько часов.
При этом редакция по сути будет терять право на название. Это значит, что буквально на следующий день под этим же названием смогут издавать СМИ другие люди.
Кроме того, все журналисты издания, регистрация которого признана недействительной или действие лицензии на вещание которого прекращено, будут лишены аккредитации при органах власти или других организациях.
III. ЗАКРЫТЬ ЛЮБОЕ ИНОСТРАННОЕ СМИ В ОТВЕТ НА «НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ МЕРЫ»
Какой закон меняют?
Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Депутаты предлагают ввести в Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» новую статью 3.4, которая даст право запрещать работу иностранных средств массовой информации в ответ на ограничение работы российских СМИ в других государствах.
Какие изменения предлагают внести?
1. «Ответные» меры
Решение о запрете работы иностранного СМИ в России будет принимать Генеральный прокурор или его заместители по согласованию с Министерством иностранных дел. Это решение влечет за собой:
1) запрет на распространение любых информационных материалов иностранного СМИ, в том числе и через другие издания или в интернете, также будет нельзя производить или хранить такие материалы в целях распространения;
2) прекращение на территории России аккредитации корреспондентов иностранного СМИ;
3) запрет на открытие на территории России структурных подразделений этих СМИ и прекращение деятельности ранее созданных;
4) запрет на учреждение иностранным СМИ юрлиц на территории России и участие в них.
Кроме того, наступают последствия, указанные в статье 3 Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Получается, что запрещена будет не только работа иностранных СМИ в России, но и цитирование и размещение ссылок на их материалы в российских изданиях.
2. Процедуры обжалования не будет
Запрет на работу иностранных СМИ нельзя будет обжаловать в суде. Более того, отменить ранее принятое решение, может сам Генпрокурор по согласованию с МИДом и только при условии, что устранены «обстоятельства, послужившие основанием для его принятия». Это значит, что вновь разрешить работу запрещенного иностранного СМИ, смогут только в том случае, если государство, которое ввело ограничения на работу российского СМИ, снимет это ограничение.
Получается, что все решает абсолютно субъективная политическая оценка, которая не основана на судебном контроле и обжаловании. При этом нет никакой возможности сторонам представить свои позиции и доказательства. Можно ожидать монополярного информационного поля внутри страны, информационной изоляции и возврата в те времена, когда голоса иностранных СМИ слушали через самодельные радиоприемники на кухне.
Источник: Центр защиты прав СМИ