Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Facebook и Instagram: логотипы, пометки и ссылки на посты. Разъяснения юристов

Роскомнадзор рассказал, как СМИ маркировать компанию Meta Platforms Inc. и принадлежащие ей Facebook, Instagram. Ранее Тверской районный суд Москвы запретил деятельность компании на территории России. В карточках объясняем, можно ли публиковать логотипы компании и соцсетей, что именно нужно помечать и можно ли ставить ссылки на посты из FB на своих сайтах.

ЛОГОТИПЫ

Согласно позиции РКН, нельзя публиковать в СМИ ни логотип компании Meta, ни логотипы Facebook или Instagram. По словам юристов Центра защиты прав СМИ, если запрет будет существовать для СМИ, то по аналогии он должен будет распространяться и на обычных людей. Их также смогут привлечь к ответственности по статье 20.3 КоАП за демонстрацию символики запрещенной организации. На практике часто штрафуют и за публикации, сделанные до запрета организации. Поэтому по всей вероятности, придется чистить весь архив.

 

МАРКИРОВКА

СМИ обязаны ставить при упоминании Meta, Facebook, Instagram пометку о том, что деятельность компании запрещена на территории Российской Федерации, считает РКН. При этом в организации отметили, что ответственность за отсутствие указание на это будет наступать только после того, как Минюст внесет компанию в перечень экстремистских организаций. Мы же отметим, что по статье 13.15 КоАП ответственность может наступить не только за публикацию в зарегистрированном СМИ, но и в социальной сети или в блоге. Правда, таких случаев пока нет.

 

ЧИТАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ О МАРКИРОВКЕ:

Пометкой погоняет: главные вопросы о том, какие существуют пометки и как правильно их ставить

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ FACEBOOK И INSTAGRAM

Пользоваться социальными сетям не запрещено. В РКН заявили, что ограничений нет ни для физических, ни для юридических лиц, не принимающих участие в запрещенном законом деятельности. То есть аккаунты можно не удалять.

 

ССЫЛКИ НА ПОСТЫ В FACEBOOK И INSTAGRAM

По мнению юристов Центра защиты прав СМИ, при публикации ссылок на посты конкретных пользователей соцсетей (как людей, так и организаций) потенциально могут возникнуть проблемы. С одной стороны, формально записи пользователей не должны считаться материалами запрещенной организации. Однако не исключено, что РКН или прокуратура при желании вполне могут рассматривать ссылки на эти посты как распространение материалов экстремистской организации и использовать это как основание для блокировки по статье 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Как будет развиваться практика, предугадать сложно.

Напомним, что суд 21 марта постановил «запретить деятельность (…) Meta Platforms Inc. по реализации продуктов (социальных сетей Facebook и Instagram) на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности». При этом в решении не говорилось, что Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией. Решение суда не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp, который тоже принадлежит компании Meta.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ