Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Facebook и Instagram: логотипы, пометки и ссылки на посты. Разъяснения юристов

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Минюст России внес компанию Meta Platforms Inc.* в реестр экстремистских организаций. Ранее деятельность компании по реализации продуктов Facebook и Instagram была запрещена на территории России «по основаниям осуществления экстремистской деятельности». В рекомендациях отвечаем на самые частые вопросы, которые касаются использования сервисов, принадлежащих Meta Platforms Inc.

 

1. МОЖНО ЛИ ВЕСТИ ЛИЧНЫЙ АККАУНТ В FACEBOOK И INSTAGRAM?

Однозначного запрета нет. Тверской районный суд Москвы ранее пояснял, что граждане смогут использовать продукты Meta Platforms Inc.* (Facebook, Instagram) для целей, не связанных с запрещенной в России деятельностью. На WhatsApp решение вовсе не распространяется, так как «отсутствуют функции по публичному распространению информации».

Получается, что вести личные и коммерческие страницы в Facebook и Instagram можно. Во всяком случае, изначально обычных пользователей обещали не наказывать за это. Изменится ли этот подход теперь — зависит от желания правоприменителей.

Сейчас в Москве прокуратуры рассылают предостережения об использовании Facebook и Instagram (в них, частности, говорится, что расцениваться как форма участия в экстремистской деятельности может и размещение в Facebook и Instagram «материалов, в том числе и рекламных»). Пока мы видим что последовательно мартовское решение Тверского суда Москвы используется для оказания давления на пользователей Facebook и Instagram, в особенности на блогеров, у которых большая аудитория.

 

2. МОЖНО ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯМ ВЕСТИ СТРАНИЦЫ В FACEBOOK И INSTAGRAM?

Вести страницы и сообщества в соцсетях, принадлежащих Meta Platforms Inc., компаниям и организациям также не запрещено. Но при этом любое платное продвижение аккаунта, например, таргетированная реклама в Facebook или Instagram, при котором пользователь (или организация, которой принадлежит страница) платит деньги компании Meta Platforms Inc., могут посчитать финансированием экстремистской деятельности. За это может грозить ответственность по статье 282.3 УК РФ. Максимальное наказание — до 8 лет лишения свободы (до 10 лет, если преступление совершено с использованием служебного положения).

 

3. МОЖНО ЛИ СОБИРАТЬ ДОНАТЫ В FACEBOOK И INSTAGRAM?

Все зависит от того, будут ли деньги приходить напрямую или через Meta Platforms Inc.

Если перечисления будут от организации, признанной экстремистской, то получение денег может привести к обвинению в участии в деятельности экстремистской организации (статья 282.2 УК РФ). Конечно, можно говорить, что экстремистская организация является лишь посредником в перечислении денег. Однако при желании наказать конкретных людей это вряд ли будет приниматься во внимание.

Стоит помнить, что Meta Platforms Inc. включена также в Перечень террористов и экстремистов, который ведет Росфинмониторинг. Теперь все финансовые организации и иные, имеющие отношение к денежным средствам и имуществу, обязаны отслеживать любые движения финансов и имущества с участием организации, включенной в Перечень. Ответственность за неисполнение этого требования предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ. Наказание – от предупреждения или штрафа в 10 тысяч рублей до лишения лицензии.

Переводы людей, которые собирают донаты через продукты Meta Platforms Inc., банк должен отследить и сообщить о них в Росфинмониторинг.

 

4. МОЖНО ЛИ ПРОДАВАТЬ ТОВАРЫ В FACEBOOK И INSTAGRAM?

Если говорить о случаях, когда в Facebook или Instagram просто дается объявление о продаже товара, а деньги поступают напрямую от покупателя продавцу (без посредничества Meta Platforms Inc.), то здесь площадки просто предоставляют доступ к информации, которая сама по себе не запрещена. Получается, что такая продажа товара не должна рассматриваться как экстремистская деятельность.

Однако стоит отметить, что мы впервые имеем дело с признанием деятельности по реализации продуктов (социальных сетей) экстремистской. И поэтому в текущих условиях вполне возможно увидеть самые непредсказуемые и широкие варианты толкования этого решения на практике.

 

5. МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛОГОТИПЫ ПРОДУКТОВ КОМПАНИИ META?

Нет. За демонстрацию логотипов организаций, признанных экстремистскими, человек или организация могут быть наказаны по статье 20.3 КоАП РФ.

Публиковать нельзя и логотип самой компании Meta Platforms Inc., и логотипы Facebook и Instagram (WhatsApp это не касается, так как в решении суда указано, что на него оно не распространяется).

Место, где размещен логотип, тоже не важно. Наказать могут, например, если журнал разместил логотип Instagram рядом с никнеймом цитируемого человека или если компания изобразила логотип Facebook на упаковке товара).

 

6. КТО И КАК ОБЯЗАН ПОМЕЧАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ?

Ответственность за распространение информации о запрещенной организации без пометки установлена статьей 13.15 КоАП РФ. Согласно ей пометку нужно ставить не только при упоминании запрещенных организаций в СМИ, но и в интернете, то есть на сайтах, которые не зарегистрированы в качестве СМИ, в блогах и социальных сетях.То есть точно можно сказать, что ставить пометку о признании деятельности компании экстремистской и запрещенной в РФ обязательно нужно при упоминании компании Meta Platforms Inc.

Что касается упоминания Facebook и Instagram, то вполне вероятно, что правоприменители будут считать, что и их упоминание нужно сопровождать соответствующей пометкой. Во всяком случае, такая схема используется с проектом «Умное голосование», который создан признанным экстремистским и запрещенным Фондом борьбы с коррупцией*.

 

7. КАК ПОМЕЧАТЬ?

Жестких правил, какой должна быть пометка, нет, она может быть в произвольной форме. Главное, чтобы из этой пометки было понятно, что деятельность организации запрещена на территории России. Чаще всего СМИ используют фразы «организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации» или «запрещенная на территории Российской Федерации организация». При упоминании продуктов Meta Platforms Inc. можно использовать такую формулировку: «Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена».

Также нет жестких требований к тому, сколько раз и где нужно ставить пометку. Вы можете вставить пометку в скобках после первого упоминания, или же поставить *, а после текста сделать указание на то, что организация запрещена. Основное требование — пометка должна быть видна читателю. Если название запрещенной организации встречается в тексте несколько раз, то мы советуем делать сноску, помечая каждое упоминание.

ЧИТАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ О МАРКИРОВКЕ:

Пометкой погоняет: главные вопросы о том, какие существуют пометки и как правильно их ставить

 

8. МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ ССЫЛКИ НА ПОСТЫ В FACEBOOK И INSTAGRAM?

По мнению юристов Центра защиты прав СМИ, при публикации ссылок на посты конкретных пользователей соцсетей (как людей, так и организаций) потенциально могут возникнуть проблемы. С одной стороны, формально записи пользователей не должны считаться материалами запрещенной организации. Однако не исключено, что РКН или прокуратура при желании вполне могут рассматривать ссылки на эти посты как распространение материалов экстремистской организации и использовать это как основание для блокировки по статье 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Как будет развиваться практика, предугадать сложно.

Напомним, что суд 21 марта постановил «запретить деятельность (…) Meta Platforms Inc. по реализации продуктов (социальных сетей Facebook и Instagram) на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности». При этом в решении не говорилось, что Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией. Решение суда не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp, который тоже принадлежит компании Meta.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ

*компания Meta Platforms Inc., владеющая Facebook и Instagram, внесена в реестр экстремистских организаций, ее деятельность в России по поддержанию указанных соцсетей признана экстремистской деятельностью