Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Реклама не «приземлившихся» IT-компаний: кому грозят штрафы?

В статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает наказание за нарушение законодательства о рекламе, появились новые составы административных правонарушений. 14 июля вступили в силу поправки, согласно которым отдельное наказание грозит за рекламу иностранных интернет-компаний, которые не исполнили требования по «приземлению», рекламу их информационных ресурсов и размещение рекламы на их сайтах. Штрафы за нарушение в отдельных случаях достигают 6 млн рублей. Рассказываем подробно. 

 

I. ЧТО ТАКОЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО «ПРИЗЕМЛЕНИЮ IT-КОМПАНИЙ»?

В 2021 году в России начал действовать Закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», получивший название «закон о приземлении IT-компаний». Согласно ему IT-гиганты, реестр которых ведет Роскомнадзор, обязаны выполнить ряд требований, в частности, создать в России филиал, разместить на своих ресурсах форму для обращений, зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН.

Если компания этого не сделает, то Роскомнадзор может применять меры понуждения, среди которых запрет на рекламу самой иностранной компании, которая не выполнила требования, или запрет рекламы на ресурсах, принадлежащих ей.

Сейчас в реестре 13 компаний. Мера понуждения в виде запрета рекламы компании применена только к Google LLC.

Подробнее о законе читайте в рекомендации «Реклама в 2022 году: что нового?».

 

II. ШТРАФЫ: КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ?

Депутаты добавили в статью 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе» четыре новые части. Две из них касаются рекламы самой компании, в отношении которой введен запрет на рекламирование, и ее информационных ресурсов, две другие — рекламы, размещенной на сайтах такой компании. К ответственности по ним могут привлечь как рекламодателя, так и рекламораспространителя.

  1. Штрафы за рекламу IT-компаний, нарушивших «закон о приземлении»

Штрафы за рекламу иностранной компании (а также её информационных ресурсов), в отношении которой Роскомнадзор ввел запрет на рекламирование, установлены частями 7 и 8 статьи 14.3 КоАП.

  • Часть 7 статьи 14.3 КоАП устанавливает наказание для людей и юрлиц, которые опубликовали запрещенную рекламу IT-компании, то есть для рекламораспространителей. Например, если какое-то СМИ опубликует рекламу компании Google или YouTube, то редакцию могут оштрафовать.

Размер штрафов для рекламораспространителей:

      • для граждан: от 20 тыс. до 80 тыс. рублей;
      • для должностных лиц: от 80 тыс. до 300 тыс. рублей;
      • для юрлиц: от 500 тыс. рублей до 3 млн рублей;
  • Часть 8 статьи 14.3 КоАП РФ устанавливает наказание для самой IT-компании, которая вопреки запрету РКН дала рекламу самой себя или своих ресурсов. Причем, не важно, где: на своем или чужом сайте, в СМИ или где-то еще.

Размеры штрафов для IT-компании как рекламодателя:

      • для граждан: от 30 тыс. до 100 тыс. рублей;
      • для должностных лиц: от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
      • для юрлиц: от 3 млн до 6 млн рублей.

 

2. Штрафы за рекламу на сайтах IT-компаний, нарушивших «закон о приземлении»

Наказание за нарушение запрета на распространение рекламы на информационных ресурсах IT-компаний устанавливают части 9 и 10 статьи 14.3 КоАП РФ.

  • Часть 9 статьи 14.3 КоАП устанавливает штрафы для граждан и юрлиц в том случае, если они вопреки запрету РКН опубликуют рекламу на сайтах IT-компаний, в отношении которых введена соответствующая мера понуждения. Например, если Роскомнадзор введет запрет на распространение рекламы в Telegram, а человек все равно опубликует там рекламу своего канала, то его смогут оштрафовать по части 9 статьи 14.3 КоАП.

Размеры штрафов для рекламодателей:

      • для граждан: от 20 тыс. до 80 тыс. рублей;
      • для должностных лиц: от 80 тыс. до 300 тыс. рублей;
      • для юрлиц: от 500 тыс. рублей до 3 млн рублей.
  • Часть 10 статьи 14.3 КоАП устанавливает наказание для самих иностранных IT-компаний, которым запрещено распространять рекламу на своих сайтах, но они нарушили этот запрет. То есть, если Роскомнадзор введет запрет на распространение рекламы, например, в Pinterest, но компания все равно будет размещать рекламные объявления, то ее смогут оштрафовать.

Размеры штрафов для IT-компаний как рекламораспространителей:

      • для граждан: от 30 тыс. до 100 тыс. рублей;
      • для должностных лиц: от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
      • для юрлиц: от 3 млн до 6 млн рублей.

 

III. ЧТО МОГУТ ПРИЗНАТЬ РЕКЛАМОЙ?

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 1 Закона «О рекламе»).

Получается, что рекламой может быть признано сообщение, которое распространено в зарегистрированных СМИ, интернете, социальных сетях, на баннерах и т.д. При этом, чтобы что-то признавалось рекламой не важно, было оплачено распространение или нет. Рекламой могут признать и материал, за который СМИ или блогер не получали деньги или другую плату.

 

IV. ЧЕМ НОВЫЙ ЗАКОН ГРОЗИТ БЛОГЕРАМ? 

По данным на 12 июля, меры понуждения введены только в отношении Google. В отношении компании введен запрет на распространение рекламы иностранного лица или его информационных ресурсов в качестве объекта рекламирования.  Получается, что по новым статьям штрафы будут грозить за рекламу  Google, а также его информационных ресурсов, например, YouTube, Gmail и т.д. Ответственность предусматривается как для самой компании как рекламодателя, так и и для рекламораспространителя (им может быть, например, редакция СМИ, блогер или владелец сайта, которые решат рекламировать Google или его информационные ресурсы).

При этом ограничений по размещению сторонней рекламы на площадках Google и оплаты рекламных инструментов нет. Но закон предусматривает возможность введения подобных ограничений, поэтому стоит следить за актуальностью содержания реестра.

Если говорить о размещении рекламы в Instagram и Facebook, то здесь ситуация несколько иная. Деятельность Meta Platforms Inc. по поддержанию сервисов Facebook и Instagram запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности. При этом Meta не признана экстремистской организацией и в соответствующий реестр Минюста не включена. Российским пользователям не запрещено использовать Facebook и Instagram, принадлежащие компании Meta, если деятельность пользователей не преследует противоправных целей.

Получается, что закон не запрещает блогерам и другим пользователям размещать посты о своих услугах или товарах в Instagram и Facebook. Однако оплата таргетированной рекламы или какие-либо другие финансовые отношения с компанией Meta Platforms Inc., могут признать финансированием экстремистской деятельности.

 

V. ВЫВОДЫ

1. «Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» ведет Роскомнадзор. Сейчас в реестре 13 компаний.

2. Роскомнадзор может применять к IT-компаниям, которые не выполняют требования закона, меры понуждения. Информацию о том, какие меры понуждения применены к конкретным компаниям, можно найти на в реестре Роскомнадзора.

3. Среди мер понуждения есть те, которые касаются рекламы. Например, запрет рекламы иностранной компании и ее информационных ресурсов, а также запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе компании-нарушителя.

4. По данным на 12 июля 2022 года, мера понуждения в виде запрета рекламы компании и её информационных ресурсов установлена только в отношении Google. При этом размещать рекламу и оплачивать рекламу на сайтах, принадлежащих Google, пока законом не запрещено.

5. Раньше в реестр IT-компаний входила и компания Meta Platforms Inc. Однако теперь ее исключили из него, так как деятельность Meta Platforms Inc. по поддержанию сервисов Facebook и Instagram запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности. Так что ограничения, связанные с мерами понуждения, на эту компанию не распространяются. Однако стоить помнить, что в связи с признанием деятельности Meta запрещенной оплату таргетированной рекламы в этих социальных сетях (или любые другие финансовые отношения с компанией Meta Platforms Inc.), могут признать финансированием экстремистской деятельности. При этом пользоваться этими социальными сетях, в том числе публиковать в них посты о своих товарах или услугах, можно.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ