Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Мат, митинги и экстремизм: что будут блокировать в соцсетях

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

С 1 февраля 2021 года в России действуют новые правила работы социальных сетей: владельцы ресурсов обязаны вести мониторинг и удалять запрещенный контент. Летом 2023 года законодатели ввели административную ответственность в  виде многомиллионных штрафов за неисполнение этих обязательств. Как все это отразится на пользователях, объясняем в нашей рекомендации.

1. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ?

С 1 февраля в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» появилась новая статья 10.6. «Особенности распространения информации в социальных сетях». Изменения в закон депутаты внесли в конце 2020 года. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что новый закон должен «решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено законодательством РФ и в случае его принятия позволит предотвратить распространение в социальных сетях противоправной информации на ранних этапах, при этом не приводя к увеличению численности контролирующих органов, а также позволит избежать блокировок таких информационных ресурсов».

 

2. КТО ПОДПАДАЕТ ПОД ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА?

Эти изменения впервые ввели в российское законодательство термин «владелец социальной сети». Теперь определено и само понятие «социальная сеть». Согласно закону это сайт, который отвечает нескольким критериям:

а) он предназначен или используется пользователями для предоставления или распространения информации на созданных ими персональных страницах,

б) информация на нем распространяется на русском языке или языках народов России,

в) число пользователей сайта — не меньше 500 тыс. на территории России в сутки.

Получается, что соцсетью могут признать любой сайт на русском языке, на котором пользователи могут создать личные страницы (сюда же попадают и, например, блогерские площадки) и на котором люди могут распространять информацию или общаться. Конечно, при условии, что посещаемость этого сайта не менее 500 тыс. человек в сутки.

Все сайты, которые отвечают этим требованиями, должны включаться в реестр социальных сетей. Его ведет Роскомнадзор. Включает сайты в этот реестр ведомство принудительно, а владельцы признанных соцсетями площадок получают уведомление. После включения в реестр владельцы сайтов среди прочего должны :

  • Установить счетчик, который позволит определять количество пользователей. Определять эту программу будет Роскомнадзор.
  • Определить правила для пользователей на русском языке.
  • Мониторить контент, блокировать запрещенную информацию и уведомлять об этом пользователей. В случае, если администраторам не удается точно определить, является ли информация запрещенной, то соцсеть должна будет отправить ее в Роскомнадзор, предварительно заблокировав до того момента, пока ведомство не примет окончательное решение.
  • Создать электронную форму, через которую можно будет пожаловаться на запрещенный контент.

Владельцы соцсетей могут подать заявление на выход из реестра, если в течение трех месяцев ежесуточное количество пользователей на сайте было меньше 500 тыс. человек, расположенных на территории России. Роскомнадзор также может самостоятельно, без заявления владельца сайта, исключить ресурс из реестра.

 

3. КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДОЛЖНЫ МОНИТОРИТЬ СОЦСЕТИ?

На социальных сетях теперь лежит обязанность выявлять и блокировать информацию, список которых содержится в пункте 5 части 1 статьи 10.5 Закона об информации. Это материалы, которые содержат:

  1. Детскую порнографию и объявления для привлечения несовершеннолетних в качестве участников порнографии;
  2. Информацию о способах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также о местах из приобретениях, способах и местах культивирования наркосодержащих растений (смотрите нашу рекомендацию);
  3. Информацию о способах совершения самоубийства и призывы к нему (смотрите нашу рекомендацию);
  4. Рекламу дистанционной продажи алкоголя;
  5. Рекламу онлайн-казино и других азартных игр в интернете;
  6. Информацию, направленную на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья либо для жизни и здоровья иных лиц;
  7. Информацию, которая в неприличной форме выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (смотрите текст о законе о неуважении к власти);
  8. Призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности или участию в несогласованных акциях;
  9. Фейк-ньюс (недостоверную общественно значимую информацию, которая распространяется под видом достоверных сообщений и угрожает жизни или здоровью людей или создает угрозу нарушения общественного порядка и т.д. (все об ответственности за фейк-ньюс — на нашем сайте «Право на информацию в эпоху коронавируса»);
  10. Материалы организаций, признанных в России нежелательными, и ссылки на них (реестр).

Важно также отметить, что Роскомнадзор может выносить владельцам соцсетей предписания об осуществлении мониторинга ресурса в целях выявления информации, схожей до степени смешения с информацией, требование о блокировки которой уже было направлено Роскомнадзором. Это значит, что ведомство может потребовать удалить, например, перепечатки запрещенного ранее контента или материалы, в которых сообщается о тех же фактах, что и в заблокированных ранее публикациях. При этом неважно, где был опубликован ранее заблокированный пост: например, Роскомнадзор может потребовать от «Вконтакте» найти и удалить материалы, похожие на заблокированные ранее в «Одноклассниках».

Кроме того, пункты 1-4 части 1 статьи говорят о том, что соцсети обязаны не допускать распространения:

  • сведений, составляющих гостайну или другую охраняемую законом тайну,
  • публичных призывов к террористической деятельности, информации, которая оправдывает терроризм, или других экстремистских материалов,
  • материалов, которые пропагандируют порнографию, а также культ насилия и жестокости,
  • материалов, которые содержат нецензурную брань,
  • информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Согласно разъяснениям законодателя эту информацию социальные сети также должны будут блокировать. При этом в самом законе механизм ограничения доступа прописан только для той информации, которая перечислена в пункте 5 части 1 статьи.

Также в законе закреплена обязанность социальных сетей соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством о выборах, и соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций. Что это значит, сказать сложно. Как минимум совсем непонятно, как администраторы соцсетей смогут оценить, ущемляет ли текст честь и достоинства человека.

 

4. ТАК МАТЕРИТЬСЯ ТЕПЕРЬ НЕЛЬЗЯ? ИЛИ ВСЕ-ТАКИ МОЖНО?

А вот это по-настоящему сложный вопрос.

Если читать закон и ориентироваться на него, то социальные сети не обязаны удалять материалы, которые содержат нецензурную брань. В законе прямо написано, что блокировать соцсети должны ту информацию, которая перечислена в пункте 5 части 1 статьи. Материалов с нецензурной бранью в этом списке нет.

Однако Госдума в своих объяснениях этого закона четко писала, что материалы с нецензурной бранью тоже должны блокироваться.

 

5. КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ БЛОКИРОВКА? У ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ПОСТ? А ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ?

Социальная сеть должна ограничить доступ к запрещенному контенту незамедлительно после его обнаружения. И только после этого человеку будет направляться уведомление о блокировке. Поэтому возможности отредактировать сообщение, к которому у администраторов возникнут претензии, не будет.

Также непонятно, будет ли соцсеть блокировать или удалять конкретный пост или будет блокировать всю страницу, на которой распространена запрещенная информация. В законе говорится об ограничении доступа к конкретной информации, однако как будет применяться норма, пока неизвестно.

В любом случае у пользователя есть возможность оспорить блокировку. Для этого нужно будет обратиться к владельцу соцсети с жалобой. Ее обязаны рассмотреть в течение трех дней и направить пользователю ответ. В случае несогласия с ответом владельца социальной сети, пользователь может обратиться с заявлением в Роскомнадзор.

 

6. ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ?

С точки зрения административной и уголовной ответственности для пользователя ничего не изменится. Ответственность за распространение запрещенной информации была и раньше, например, за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма — по статье 205.2 УК РФ, а за неуважениие к власти — по статье 20.1 КоАП РФ.

Другое дело, что если соцсети начнут активно применять этот закон, то, вероятно, увеличится количество блокировок. И если пользователь будет постоянно распространять запрещенную информацию, то его посты или даже аккаунт целиком будут постоянно блокироваться.

В целом вся эта норма — про усиление контроля над пользователями интернета. Кроме того это достаточно эффективный инструмент для оказания давления на особо неугодных. Да, механизмы ограничения доступа к информации были и раньше, но все они — более сложные и требуют больше времени. Теперь появился легкий и быстрый путь.

 

7.  А СОЦСЕТИ БУДУТ ВСЕ ЭТО ДЕЛАТЬ?

Вероятно, да. Летом 2023 года законодатели добавили в Кодекс об административных правонарушениях РФ статью 13.50, которая устанавливает ответственность за отказ выполнять обязанности, установленные для социальных сетей.

Например, ответственность за непроведение мониторинга теперь предусмотрена частью 2 новой статьи 13.50 КоАП РФ. Штрафы:

  • для граждан: от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
  • для должностных лиц: от 200 тысяч до 400 тысяч рублей;
  • для юрлиц: от 800 тысяч до 4 миллионов рублей.

За повторное нарушение ответственность уже наступает по части 3 статьи 13.50 КоАП РФ. Штрафы:

  • для граждан: от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
  • для должностных лиц: от 500 тысяч до 800 тысяч рублей;
  • для юрлиц: от 4 млн до 8 млн рублей.

Кроме того, Роскомнадзор, как мы писали выше, может выносить владельцам соцсетей предписания о мониторинге ресурса для поиска и удаления информации, которая похожа на контент, заблокированный ранее. Для того, чтобы была возможность штрафовать соцсети за невыполнение этого требования летом 2023 года в КоАП была введена новая статья 19.7.10-4 КоАП РФ. Штрафы для юрлиц по ней — от 4 млн до 6 млн рублей.

Новые статьи начнут действовать 1 сентября 2023 года. Вполне возможно, что с этого момента соцсети начнут активнее удалять контент, который, по мнению администраторов, подходит под критерии запрещенного.

 

 

Источник: Центр защиты прав СМИ