Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Будет ли считаться публикация статистики о самосожжении людей распространением запрещенной информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Основаниями для включения в реестр сведений, распространение которых запрещено в РФ является информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства (п.в ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Для нарушения закона достаточно распространить информацию о:

— способах совершения самоубийства;

— призывах к совершению самоубийства.

Как оценивает тот или иной текст Роскомнадзор трудно понять, поскольку вся эта информация признана запрещенной и удалена, либо заблокирована.

На практике самый частый случай претензий от контролирующего органа в связи с призывами, это когда самоубийство преподносится как способ решения проблемы. В случае, когда публикуется статистика и ни в одном описываемом случае самоубийства, нет указания на то, что проблема была решена после того, как человек сжег себя – нарушения закона не будет.

Самосожжение само по себе уже способ, один из вариантов как можно совершить самоубийство. И это может быть расценено как нарушение. Но, в этом случае, следует учитывать, что цель публикации — привлечение внимания к проблеме.

Могут возникнуть проблемы и в том случае, когда не просто называется способ, но и описывается, как именно люди себя сжигали. Это уже можно считать пошаговой инструкцией, как быть, если вы решили себя сжечь.

Поэтому, во всех случаях, описание как именно люди совершили поджог, публиковать нельзя.

Существует Приказ Роскомнадзора N 1022, ФСКН России N 368, Роспотребнадзора N 666 от 11.09.2013 «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», содержащий критерии по которым следует оценивать материалы на наличие запрещенной информации.

«III. Критерии оценки информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, необходимые для принятия решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр.

3.1. К призывам к совершению самоубийства относится информация, отвечающая одному или нескольким следующим критериям:

3.1.1. наличие предложения, просьбы, приказа совершить самоубийство;

3.1.2. наличие указания на самоубийство как на способ решения проблемы;

3.1.3. выражение положительной оценки либо одобрение: совершения самоубийства либо действий, направленных на самоубийство, или намерений реального (воображаемого) собеседника или третьего лица совершить самоубийство, а также призыва, побуждающего совершить самоубийство;

3.1.4. информация, содержащая побуждающие к совершению самоубийства аргументы, включающие утверждения (суждения), не содержащие прямого либо явного побуждения, но способные склонить к принятию решения о совершении самоубийства, в том числе посредством приведения конкретных примеров, представляющих собой популяризацию конкретных действий других людей, которые уже совершили самоубийство, и (или) утверждения (суждения) о преимуществах, которые получили лица, совершившие самоубийство, в том числе представление самоубийства как обыденного явления (приемлемого, логичного и закономерного в современном обществе поступка);

3.1.5. выражение осуждения, высмеивания неудавшейся попытки совершить самоубийство, в том числе включая описание отношения, чувств и обсуждения темы лицами, имеющими опыт попытки самоубийства»;

3.1.6. наличие любого объявления, в том числе о знакомстве, с целью совершения самоубийства, в том числе группового и (или) ассистированного, осуществленного с чьей-либо помощью либо в чьем-то присутствии, либо под чьим-то наблюдением, самоубийства, а также в целях попытки совершения самоубийства;

3.1.7. наличие опроса (голосования), теста, рейтинга на предмет выбора самоубийства как способа решения проблемы, равно как на предмет выбора наиболее безболезненного, надежного, доступного, эстетичного способа самоубийства.

3.2. К информации о способах совершения самоубийства относится:

3.2.1 наличие информации об одном и более способах совершения самоубийства; описания (демонстрации), в том числе текст, изображение или иная информация (материалы) (в том числе с использованием аудио- и видеосредств на рассматриваемой странице сайта в сети «Интернет»), процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность действий, и (или) возможных результатов (последствий) совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети «Интернет» способа самоубийства;

3.2.2. наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства)».

Также можно почитать рекомендации Роспотребнадзора для СМИ о том, как писать о самоубийствах.