Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Регистрация блогеров в РКН: кто должен подавать сведения и как это сделать?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

1 ноября 2024 года начал действовать так называемый закон о «реестре блогеров», который обязывает владельцев страниц, пабликов и каналов в соцсетях с аудиторией более 10 тыс. подписчиков, подавать сведения о себе и своих площадках в Роскомнадзор. В подробной инструкции рассказываем, кого касается этот закон, какие сведения нужно подавать, как и когда.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Кого касается закон?

2. Страницы в каких соцсетях будут заносить в реестр?

3. Когда нужно подавать сведения?

4. Какие данные нужны для включения в реестр?

5. Как можно подать сведения?

6. Процедура включения

7. Санкции за невключение в реестр

8. Исключение из реестра

 

1.  КОГО КАСАЕТСЯ ЗАКОН?

Если коротко — всех, кто владеет страницей, каналом или пабликом в социальной сети с более 10 тыс. подписчиков. Несмотря на то, что реестр в законе называется «перечнем персональных страниц», подавать сведения в Роскомнадзор должны будут все физлица и организации, которые имеют больше 10 тыс. подписчиков в соцсетях, вне зависимости от того, ведут ли они личную страницу или же создали паблик, сообщество или канал. Итак, сообщать свои данные в РКН должны:

    • физические лица (гражданство неважно),
    • редакции СМИ, у которых есть паблики в соцсетях,
    • НКО,
    • индивидуальные предприниматели,
    • небольшие российские и иностранные компании и крупные организации.

 

2. СТРАНИЦЫ В КАКИХ СОЦСЕТЯХ БУДУТ ЗАНОСИТЬ В РЕЕСТР?

Предположительно, новые требования коснутся только соцсетей и мессенджеров, которые находятся в реестре Роскомнадзора. Сейчас в реестре 15 ресурсов: ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, Пикабу, Pinterest, Дзен, RuTube, Twitch, Discord и Yappy.

Instagram и Facebook, принадлежащие компании Meta Platforms Inc, чья деятельность запрещена в России, из реестра были исключены. Поэтому де-юре требования не должны на них распространяться. Однако, будет ли это так, покажет только практика.

 

3. КОГДА НУЖНО ПОДАВАТЬ СВЕДЕНИЯ? 

Как только количество подписчиков на странице в любой из указанных выше соцсетей превысит 10 тыс. человек. На подачу сведений у владельца страницы есть 10 рабочих дней с этого момента.

Обратите внимание, что считается не общее число подписчиков во всех соцсетях присутствия, а именно — в каждой отдельно. Соответственно, и подавать сведения нужно о каждой странице, где больше 10 тыс. подписчиков.


4. КАКИЕ ДАННЫЕ НУЖНЫ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР?

Владельцы страниц должны подать в Роскомнадзор название персональной страницы, ссылку на нее, номер телефона и адрес электронной почты, использованные при создании страницы, а также сведения о владельце страницы и всех администраторах и редакторах, которые могут добавлять информацию.

Что конкретно нужно сообщать о владельцах:

  • гражданам РФ: ФИО, номер телефона и адрес электронной почты;
  • юрлицами: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, ОГРН, номер телефона и электронную почту;
  • индивидуальным предпринимателям: ФИО, ОГРНИП, контактные данные (номера телефонов, адреса электронной почты);
  • иностранцам и лицам без гражданства: ФИО, место постоянного проживания, контактные данные (номера телефонов, адреса электронной почты);
  • иностранным организациям: полное и сокращенное наименование, страну регистрации, налоговый идентификатор и (или) идентификатор в торговом реестре страны регистрации, контактные данные (номера телефонов, адреса электронной почты).

Подавать эти сведения в Роскомнадзор должен тот, кто позиционируется как владелец страницы. То есть, если паблик принадлежит какому-то СМИ, но создал его конкретный сотрудник, то сообщать нужно и данные организации, и данные этого сотрудника, и данные всех других людей, которые являются администраторами или редакторами страницы (например, ответственного сотрудника редакции или SMM-менеджера, с которым заключен гражданско-правовой договор на ведение паблика).


5. КАК МОЖНО ПОДАТЬ СВЕДЕНИЯ? 

Есть два варианта:

  • через Госуслуги,
  • через сайт Роскомнадзора.

Для подачи заявления любым способом российским физлицам и организациям нужна регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации (на портале «Госуслуги»).

После подачи сведений владелец соцсети получит номер заявки, который в течение трех дней нужно будет разместить в описании страницы.


6. ПРОЦЕДУРА ВКЛЮЧЕНИЯ

→ В течение семи рабочих дней после получения сведений от владельца страницы Роскомнадзор будет проверять достоверность данных.

→ После того, как заявление будет рассмотрено, у Роскомнадзора есть три дня на принятие решения о включении страницы в реестр.

→ Уведомить владельца страницы и владельца соцсети РКН должен в течение трех дней после того, как решение будет принято.

→ После получения уведомления от РКН владелец соцсети в течение двух дней должен промаркировать страницы пользователя, каналы и паблики, включенные в реестр: добавить на страницу знак «А+» (по аналогии с «синей галочкой») и текст «Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц» со ссылкой на реестр.


7. САНКЦИИ ЗА НЕВКЛЮЧЕНИЕ В РЕЕСТР

Закон не предусматривает штрафы за невключение в реестр. Однако на страницах, на которых более 10 тыс. подписчиков и владельцы которых не подали сведения в РКН, будет запрещено:

  • распространять рекламу (поправка в Закон «О рекламе» вступит в силу 1 января 2025 года, ответственность за нарушение запрета будет нести в том числе и рекламодатель),
  • публиковать информацию о краудфандинге для поддержки своей страницы или паблика.

Кроме того, всем пользователям соцсетей будет запрещено делать репосты информации со страниц, чьи владельцы проигнорировали требования закона.

Ну и самое главное — блокировка по требованию Роскомнадзора. Статья 10.6 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает обязанность соцсетей ограничивать доступ к не включенным в реестрам страницам.

 

8. ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ РЕЕСТРА

Исключить из перечня страницу Роскомнадзор может в трех случаях:

  1. Если владелец удалил страницу. Об этом он должен уведомить РКН в течение трех дней.
  2. Если количество подписчиков снизилось и стало меньше 10 тыс. человек.
  3. Если пользователь нарушил закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Например, опубликовал какую-то запрещенную информацию.

Роскомнадзор будет мониторить страницы из реестра. И если найдутся основания для исключения, то самостоятельно удалит ее из перечня и уведомит об этом владельца. Повторно включиться в реестр можно будет после устранения причины удаления.

Важно, что если сообщество или канал исключены из реестра по третьему основанию, то есть за нарушение законодательства РФ, то автоматически начнут действовать все ограничения, о которых мы писали выше (запрет рекламы, возможность блокировки и др.).

 

Источник: Центр защиты прав СМИ