В наступающем году нас ждет много серьезных изменений в законах: новое регулирование рекламы в интернете, расширение списка сведений, относящихся к служебной тайне военных, закон о «приземлении» и еще куча всего. Разбираемся во всем по порядку.
С 1 января вступает в силу закон о «приземлении» IT-гигантов. Это значит, что иностранные компании с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей должны:
— открыть в России филиал, представительство или уполномоченное юридическое лицо;
— зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора;
— разместить на своем ресурсе электронную форму обратной связи для россиян.
В противном случае компаниям грозят запреты на распространение своей рекламы в России и российской рекламы у себя на площадках, а также запрет на прием платежей от российских физических и юридических лиц. Еще наше правительство может замедлить или ограничить доступ к такому ресурсу. Пока что в списке IT-гигантов 13 организаций, среди которых Google, Meta, Apple.
Также с 1 января начнет действовать постановление правительства, согласно которому госзакупки Росгвардии, Федеральной службы охраны, Минобороны, Службы внешней разведки и ФСБ будут засекречены. А в феврале станут недоступны почти все сведения об армии, так как начнет действовать список сведений, относящихся к служебной тайне в области обороны, состоящий из 813 пунктов.
В перечне служебной тайны будет информация о проведенных разбирательствах по произошедшим преступлениям и происшествиям, материалы разбирательств по фактам гибели военнослужащих, а также сведения о здоровье военнослужащих. За разглашение информации из этого списка грозит административная ответственность в виде штрафа:
— для граждан от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
— для должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
— для юрлиц от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
В марте же нас ждут новые правила идентификации пользователей мессенджеров. Теперь мессенджеры должны будут заключить договор с сотовыми операторами.
Как это будет работать? Пользователь при регистрации в мессенджере указывает номер мобильного телефона, который мессенджер проверяет с помощью СМС или звонка. Потом мессенджер должен отправить номер оператору сотовой связи. Тот проверяет его по своей базе данных и в течение 20 минут должен сообщить, есть ли в базе информация об этом абоненте. Если оператор ничего не сообщил или сообщил, что данных нет — мессенджер не должен регистрировать пользователя.
Если оператор подтвердил, что данные есть, то мессенджер регистрирует пользователя и присваивает ему уникальный идентификатор. Этот идентификатор мессенджер передает оператору сотовой связи, и тот заносит его в свою базу данных. Если человек перестает пользоваться номером телефона, оператор должен в течение суток уведомить об этом мессенджер. Тот обязан в течение 20 минут провести идентификацию пользователя заново. Что будет с уже зарегистрированными пользователями, и что делать людям с номерами зарубежных операторов, остается неизвестным.
А еще из-за этого нововведения на операторов и мессенджеры лягут дополнительные расходы, что может привести к подорожанию связи. К тому же, вероятно, никакие зарубежные мессенджеры соблюдать эти правила не будут, поэтому ждем новых штрафов и блокировок.
В тот же день, 1 марта, начнет работать реестр информационных ресурсов, в который включат все сайты на русском языке, чья месячная аудитория больше 1 тыс. человек. Владельцы этих сайтов должны будут предоставить сведения о своих посетителях и контенте. Для этого необходимо будет поставить на сайт специальный счетчик от РКН для анализа аудитории.
Для чего вводится новый реестр, пока остается непронятным. Смысл нововведения прячется за формулировкой «в целях обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и полноты данных, полученных в результате такого исследования, и последующего их применения при размещении на указанных информационных ресурсах рекламы и в иных целях, установленных федеральными законами».
А с 1 сентября 2022 года вступят в силу поправки в закон «О рекламе», которые сильно изменят эту сферу в интернете. Во-первых, на всей рекламе в Сети должна будет стоять пометка и указание на рекламодателя. Во-вторых, рекламодателей и рекламораспространителей обяжут предоставлять сведения о себе и рекламе в интернете в Роскомнадзор. Коснется это не всех, а только тех, кто попадет под определенные критерии, утвержденные Правительством РФ.
Источник: Центр защиты прав СМИ