Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Могут ли иностранного агента лишить социальных выплат или зарплаты в бюджетном учреждении?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Вопрос: Законно ли лишение зарплаты и надбавок иностранного агента, который является сотрудником бюджетного учреждения? Могут ли иноагента лишить социальных выплат, например, маткапитала и пособия по безработице?

Ответ юриста Центра защиты прав СМИ:

Согласно Федеральному закону от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» на лицо, признанное иностранным агентом, накладываются некоторые ограничения. В том числе человек, признанный иностранным агентом, не может:

  • замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы,
  • получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности.

Несмотря на то, что нормативные акты не содержат определения, что является государственной финансовой поддержкой, можно сделать вывод, что заработная плата не может относиться к ней. Заработная плата относится к трудовым отношениям и регулируется Трудовым кодексом РФ. Любой работодатель обязан платить заработную плату, иначе будет подвергнут ответственности. Чтобы не платить заработную плату, работодатель должен уволить работника. При этом согласно статье «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» уволить работника за признание его иностранным агентом нельзя – статья не содержит такого основания для увольнения.

Применительно к трудовым отношениям и оплате труда Трудовой кодекс является более специализированным нормативным правовым актом. Он содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения выплаты заработной платы и прекращения трудовых отношений. Другими нормативными актами не могут быть предусмотрены такие основания. К тому же, прекращение выплаты заработной платы было бы нарушением ч. 3 ст. 37 Конституции РФ (право на вознаграждение за труд).

Работники бюджетных учреждений (ГБУ, МУ и т.п.) не являются государственными или муниципальными служащими. Следовательно, и под ограничения части 1 статьи 6 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» они не попадают.

Получение всевозможных социальных выплат (материнский капитал, пособие по безработице, по уходу за ребёнком и т.п.) регулируется разными узконаправленными законами (Закон «О государственной социальной помощи», Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Закон «О занятости населения в Российской Федерации» и др.). В этих законах не предусмотрено такого основания для отказа в выплатах как признание гражданина иностранным агентом. Так как Закон «О контроле…» содержит неконкретизированную формулировку «государственная финансовая поддержка», в то время как законы, регулирующие социальные выплаты, более конкретны, однозначны и содержат исчерпывающие перечни для отказа в выплатах, то они будут иметь большую силу.

К государственной финансовой поддержке можно отнести получения помощи в виде грантов или финансирование проектов по воле государства. От такого финансирования государство может всегда отказаться в одностороннем порядке, так как такая поддержка является правом, а не обязанностью. В то время как социальная помощь, прописанная в законах, гарантирована государством, государство не может от неё отказаться, не изменяя соответствующий закон.

Подробнее об ограничениях для людей, организаций и общественных объединений, которые признанны иностранными агентами, читайте в рекомендациях «Единые статус и пометка, реестры и запреты: все о законодательстве об иноагентах».

 

Источник: Центр защиты прав СМИ