Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Реклама и рассылки: нужно ли маркировать и соблюдать требования закона?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Какие рассылки могут признать рекламными? Какие требования нужно соблюсти, чтобы не нарушить закон? Нужно ли маркировать рекламу, распространяемую в рассылках по адресам электронной почты? Отвечаем на эти вопросы в новом материале.

 

1. МОГУТ ПРИЗНАТЬ РЕКЛАМОЙ МАТЕРИАЛ, ОТПРАВЛЕННЫЙ В РАССЛЫЛКЕ?

Согласно действующему законодательству реклама — это информация, которая:

  • распространяется любым способом, в любой форме, с использованием любых средств,
  • адресована неопределенному кругу лиц,
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.

Это определение не содержит ограничений по способу распространения информации, а это значит, что к рекламе вполне могут относиться и сообщения, которые передаются через электронную почту, смс или мессенджеры. Для того, чтобы материал, отправленный в рассылке, был признан рекламой, нужно, чтобы он отвечал и двум другим критериям — был адресован неопределенному кругу лиц и привлекал внимание к услуге, товару или другому объекту рекламирования.

 

2. РАЗВЕ РАССЫЛКИ АДРЕСОВАНЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОМУ КРУГУ ЛИЦ? ЕСТЬ ЖЕ ВПОЛНЕ КОНКРЕТНЫЙ СПИСОК ПОЛУЧАТЕЛЕЙ

Тот факт, что отправителю известны все адреса, на которые придет рассылка, не играет существенной роли для определения сообщения как рекламы.

Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы, которая следит за соблюдением законодательства о рекламе, неопределенный круг лиц — это лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В своих разъяснениях ранее ФАС указывал, что такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена». Если говорить проще, то информация из рассылки может быть признана рекламой, если она направляется по определенному адресному списку, но при этом неперсонифицирована.

При этом просто указать имя адресата в письме (например, использовав подстановки или другие переменные) недостаточно для того, чтобы сделать вашу рассылку персонифицированной. Даже если ваше письмо начинается с приветствия по имени и фамилии, это не делает круг получателей определенным. На практике ФАС уделяет внимание не только на то, обращаетесь ли вы в своих рассылках к конкретному человеку, но и на то, кому доступно предложение.

Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию. Например, вы отправляете письмо с предложением купить курс по сниженной цене. Если акция доступна всем людям без каких-либо условий, то такая информация вполне может быть признана рекламой, даже если письмо содержит обращение по имени и фамилии. Если же предложение действует только для тех, кто уже покупал какой-то другой курс, скажем, в течение года, и вы отправляете это письмо только на их адреса, то в этом случае предложение будет персонифицированным, а значит рекламой оно признано не будет.

Из всего этого можно сделать вывод, что критерием определенности или неопределенности круга лиц, является не только кто получает сообщение, но и кто им может воспользоваться — любой человек или нет.

 

3. КАК ЗАКОННО ОТПРАВЛЯТЬ РЕКЛАМНЫЕ РАССЫЛКИ? НУЖНО ЛИ СОГЛАСИЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ?

Для направление рекламы таким способом обязательно предварительное согласие абонента на получение рекламных материалов. Оно может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Например, рекламные письма можно отправлять человеку, который при регистрации на вашем сайте согласился с получением информации о скидках, распродажах или новых товаров, или дал такое согласие, заполняя анкету для получения, скажем, скидочной карты.

Однако, если человек подписался на рассылку, которая изначально была не рекламной, а имела какой-то справочный характер (например, он дал согласие на получение уведомлений о прогнозе погоды, курсах обмена валют, получения новостной рассылки), то это означает, что отправлять рекламные сообщения ему вы не можете — для этого нужно получить дополнительное согласие именно на получение рекламы.

Получение согласия на рекламную рассылку — обязательное условие, которое нужно выполнить, чтобы не получить весомый штраф по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ:

  • для граждан — от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

 

4. НУЖНО ЛИ МАРКИРОВАТЬ РЕКЛАМУ В РАССЫЛКАХ И ПОЛУЧАТЬ ТОКЕН НА КРЕАТИВЫ?

Реклама, которая распространяется в рассылках, например, по электронной почте, де-юре считается рекламой, распространяемой по сетям электросвязи, и и регулируется статьей 18 Закона «О рекламе». Это значит, что положения закона о маркировке рекламы в Интернете и получении токена на нее не распространяются. Поэтому получать токен не нужно.

По этой же причине в рассылках не обязательно ставить пометку «Реклама», даже если информация, которая содержится в них, отвечает критериям рекламы.

 

5. ЧТО НЕЛЬЗЯ РЕКЛАМИРОВАТЬ В РАССЫЛКАХ?

Если вы отправляете в рассылках рекламные материалы, то они должны отвечать всем требованиях законодательства о рекламе. В частности, в рассылках нельзя рекламировать объекты, реклама которых в России запрещена, а на рекламе отдельных товаров и услуг необходимо ставить специальные пометки.

Так, в России запрещено рекламировать:

  • алкоголь с содержанием этилового спирта 5% и более
  • игры и пари, основанные на рисках,
  • сигареты и табачную продукция,
  • наркотические средства,
  • товары, продажа которых запрещена законом,
  • товары, которые подлежат обязательной регистрации или сертификации, в случае, если они отсутствуют,
  • товары и услуги, для производства или реализации которых нужно получить лицензию или другое специальное разрешение, в случае, если лицензия или разрешение отсутствуют,
  • информационные ресурсы иностранных агентов (например, Telegram-каналы, принадлежащие иностранным агентам),
  • услуги по искусственному прерыванию беременности,
  • услуг по написанию дипломов и т.д.

Кроме того, при рекламировании некоторых товаров и услуг обязательно нужно ставить специальные пометки. Например, рекламе медицинских препаратов, товаров и услуг нужно обязательно сопровождать предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, а в рекламе биологически активных добавок обязательно должно быть предупреждение о том, что БАД не является лекарственным средством.

 

Подробнее о регулировании рекламы читайте здесь:

Кто и как должен передавать информацию о рекламе в Роскомнадзор?

Блогеры и реклама: основные правила

Запрет на рекламу у иностранных агентов: разъяснения юристов

Реклама алкоголя: где, что и как разрешено?

 

 

 

Источник: Центр защиты прав СМИ