Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Кто такие организаторы распространения информации и как не попасть в их число?

Любой владелец сайта, на котором есть система комментирования или просто форма обратной связи, может попасть в реестр организаторов распространения информации. В нем уже находятся в том числе и сайты некоторых СМИ. Всего в реестре на момент публикации этого текста — более трехсот организаций. В этом материале вместе с юристом Центра защиты прав СМИ Светланой Кузевановой подробно рассказываем, кто такие организаторы распространения информации, по каким причинам можно оказаться в реестре и что делать, если это произошло.

 

1. КТО ТАКИЕ ОРГАНИЗАТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ?

Термин «организатор распространения информации» (далее для краткости будем писать просто ОРИ) появился в Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в 2014 году. Тогда была введена статья 10.1, которая так и называется — «Обязанности организатора распространения информации в сети «Интернет»».

Согласно этой статье организатор распространения информации — это лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Говоря проще, ОРИ — это физическое или юридическое лицо, владеющее сайтом, на котором есть хоть какая-то возможность коммуникации между пользователями, например, система комментирования или механизм обмена сообщениями.

 

2. КАК ЭТО КАСАЕТСЯ СМИ?

Изначально в реестр организаторов распространения информации включали крупные сервисы, на которых общались люди, например, соцсети и форумы. Так, одними из первых ОРИ были признаны «ВКонтакте», «Мейл.ру», «Яндекс» и «Хабр». Однако уже очень скоро в реестр начали попадать и СМИ.

Получается, что Роскомнадзор трактует закон очень широко, относя к признакам ОРИ системы комментирования и формы обратной связи. Поэтому под удар могут попасть (и попадают) сетевые издания и другие информационные ресурсы, на которых люди могут оставлять комментарии, отзывы, переписываться на форумах или в чатах.

 

3. ЧЕМ ПЛОХО ВНЕСЕНИЕ В РЕЕСТР ОРИ? 

Признание организатором распространения информации и включение в реестр накладывает на владельцев сайтов множество обязанностей. Все они прописаны в той же статье 10.1 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно ей ОРИ, например, обязаны:

  1. Хранить на территории Российской Федерации в течение года информацию о фактах приема, передачи, доставки или обработки всех сообщений от пользователей (включая тексты, голосовые сообщения, видео и т.д.) и информацию об этих пользователях.
  2. В течение шести месяцев хранить сами сообщения.
  3. Предоставлять эту информацию государственным органам, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность, например, ФСБ.
  4. Предоставлять ФСБ информацию для декодирования электронных сообщений, если на сайте используется дополнительное кодирование.
  5. Разработать программу взаимодействия с ФСБ, назначить сотрудника, ответственного за это взаимодействие, и установить оборудование для обеспечения удаленного доступа ФСБ к информации о пользователях сайта и их действиях.

 

4. МОЖНО ЛИ КАК-ТО ПОДСТРАХОВАТЬСЯ ОТ ПРИЗНАНИЯ ОРИ?

Это достаточно сложно. Единственный вариант — удалить все, что могут посчитать признаком организатора распространения информации, заранее. То есть до того момента, как на ваш сайт обратит внимание ФСБ, а Роскомнадзор пришлет уведомление.
Как мы уже писали, контролирующие органы трактуют закон очень широко и относят к признакам ОРИ любую возможность коммуникации, например:

— системы комментирования на сайте,

— формы обратной связи, в том числе для получения «народных новостей»,

— формы регистрации на сайте,

—любые другие сообщения администрации сайта от пользователей и т.д.

Но и эти действия не защитят вас от признания организатором распространения информации на 100%. Если у вас ранее была система комментирования, то ФСБ и Роскомнадзор все равно могут решить, что вы должны быть в реестре.

Подробнее — в нашем подкасте «Цифровое средневековье»:

 

5. ПРОЦЕДУРА ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР

Есть два способа включения в реестр ОРИ.

Первый — добровольный. Каждый, кто по закону является организатором распространения информации, должен по собственной инициативе уведомить Роскомнадзор о начале осуществления деятельности в качестве ОРИ. Роскомнадзор после этого вносит соответствующую запись в реестр.

Второй путь — добровольно-принудительный. В этом случае изначально в Роскомнадзор должно поступить обращение от ФСБ о том, что какой-то сайт подходит под определение ОРИ. После этого Роскомнадзор должен направить владельцу сайта уведомление о необходимости подать документы для включения в реестр. Владелец сайта обязан в течение десяти дней подать уведомление о включении в реестр через электронную форму на сайте Роскомнадзора.

 

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРИШЛО ТРЕБОВАНИЕ ОТ РОСКОМНАДЗОРА?

Не стоит паниковать. Помните, что у вас есть 10 дней для принятия решения о том, будете ли вы подавать уведомление о включении в реестр или нет.

Первый вариант — вы приняли решение включиться в реестр. В этом случае вам необходимо в течение 10 дней подать уведомление в начале деятельности в качестве ОРИ через сайт Роскомнадзора. Это можно сделать по ссылке.

Второй вариант — вы решили, что не будете включаться в реестр. В этом случае можете просто проигнорировать документ от РКН, но помните, что ведомство имеет право:

А. Привлечь вас к административной ответственности по статье 13.31 КоАП.  При этом сам факт уплаты штрафа не освобождает от обязанности исполнить требования закона и включиться в реестр. Решение о штрафе можно обжаловать в суде.

Б. Обратиться в суд с иском об ограничении доступа к вашему сайту до того момента, пока вы не подадите уведомление о включении в реестр.

 

7. МОЖНО ЛИ ВЫЙТИ ИЗ РЕЕСТРА?

Можно. Для этого нужно подать уведомление в Роскомнадзор. В Постановлении Правительства “Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации…” говорится, что исключение из реестра возможно в случаях:

  • прекращения деятельности российского юридического лица или иностранной организации, являющихся ОРИ;
  • смерти индивидуального предпринимателя или гражданина, который признан ОРИ;
  • передачи прав на информационный ресурс;
  • прекращения деятельности по обеспечению функционирования информационного ресурса.

 

8. А ЕСЛИ САЙТ РАБОТАЕТ, НО КОММЕНТАРИИ ОТКЛЮЧЕНЫ? БУДЕТ ЛИ ЭТО ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РЕЕСТРА?

Сложно сказать. Некоторые эксперты считают, что основанием для исключения из реестра будет только прекращение работы всего сайта.

Но с другой точки зрения, если отключены система комментирования или форма обратной связи, то можно считать, что «деятельность по обеспечению функционирования информационных систем, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей интернета»не осуществляется. А это значит, что признаков ОРИ нет.

До недавнего времени Роскомнадзор придерживался первой точки зрения, однако в августе 2021 года ведомство исключило из реестра ОРИ издание «Панорама» из Ростова-на-Дону, которое отключило все возможности коммуникации пользователей на своем сайте.

 

9. ЗА ЧТО И НА СКОЛЬКО МОГУТ ОШТРАФОВАТЬ?

Штрафы за неисполнение обязанностей ОРИ прописаны в статье 13.31 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, за отказ добровольно включаться в реестр ОРИ (ч.1 ст. 13.31) предусмотрены штрафы:

  • для граждан: от 1 тыс. до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 10 тыс. до 30 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

За повторное нарушение:

  • для граждан: от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 500 тыс. до 1 млн рублей.

За отказ хранить или предоставлять ФСБ информацию о фактах приема, передачи, доставки или обработки сообщений пользователей и информацию о самих пользователях, а также за отказ представлять ФСБ ключи для декодирования сообщений предусмотрены штрафы (ч.ч. 2-2.1 ст. 13.31 КоАП):

  • для граждан: от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 800 тыс. до 1 млн рублей.

За повторное нарушение:

  • для граждан: от 15 тыс. до 30 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 2 млн до 6 млн рублей.

Ответственность за отказ устанавливать оборудование закреплена в ч.3 ст. 13.31 КоАП. За это предусмотрены штрафы:

  • для граждан: от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 300 тыс. до 500 рублей.

За повторное нарушение:

  • для граждан: от 15 тыс. до 30 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 2 млн до 6 млн рублей.

 

Хотите больше информации? Посмотрите запись нашей онлайн-встречи «Что такое ОРИ и как не попасть в реестр?»

 

Источник: Центр защиты прав СМИ