Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Памятка журналисту и редактору: реестры, которые нужно проверять регулярно

Перечень экстремистских организаций, иностранных агентов и IT-гигантов — в России огромное количество различных реестров, попадание в которые накладывает на организации и людей обязательства и ограничения. Но среди этих реестров есть и те, которые обязательно нужно проверять журналистам и редакторам перед публикацией журналистского или рекламного материала. В этой памятке рассказываем, какие реестры нужно проверять регулярно.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Экстремистские и террористические организации

2. Нежелательные организации

3. Люди и организации, признанные иностранными агентами

4. IT-гиганты

5. Реклама

5.1 Медицинские услуги и лекарства

5.2 Финансовые услуги

5.3 Строительство

 

1. ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Реестры, которые нужно проверять:

Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Опубликован на сайте Министерства юстиции РФ.

Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Опубликован на сайт Федеральной службы безопасности.

В реестры экстремистских и террористических организаций включаются организации, которые признаны такими по суду. В них можно найти полное название организации, дату включения в реестр, а также информацию о том, какой суд и когда принял решение о признании запрещенной. Кроме того, в некоторых случаях указал ОГРН и неофициальные названия.

Почему нужно проверять?

В СМИ нельзя упоминать организации, включенные в реестры экстремистских и террористических, без специальной пометки. Жестких правил, какой должна быть эта пометка, нет: она может быть в произвольной форме. Главное, чтобы читателю было понятно, что организация ликвидирована или её деятельность запрещена на территории России. Чаще всего СМИ используют фразы «организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации» или «запрещенная на территории Российской Федерации организация».

За нарушение этого правила грозит штраф. Для граждан — до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — до 5 тыс. рублей, а для юридических — до 50 тыс. рублей.

Подробнее о том, какие еще пометки нужно ставить в СМИ и в интернете: «Пометкой погоняет: главные вопросы о том, какие существуют пометки и как правильно их ставить».

 

2. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Реестр, который нужно проверять:

Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации. Реестр опубликован на сайте Министерства юстиции РФ.

Нежелательная организация — иностранная или международная неправительственная организация, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства. Также эта организация должна каким-либо образом влиять на выдвижение кандидатов, ход и результат выборов, проведение референдума и т.д.

Решение о признании организации нежелательной принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители по согласованию с МИД. Организации, включенные в перечень, не могут, например, иметь структурные подразделения в России, создавать юрлица или реализовывать программы, проводить денежные операции, а также распространять информационные материалы.

Почему важно проверять?

Распространение информационных материалов нежелательной организации, например, в СМИ или в интернете могут признать участием в её деятельности. За это предусмотрен штраф от 5 тыс. до 100 тыс. рублей, а за повторное нарушение — даже уголовная ответственность в виде лишения свободы.

При этом нежелательными в России признаны организации, которые, в том числе, развивали СМИ. Например, Project Media, Inc. (издание «Проект», занимавшееся расследовательской журналистикой). В этом случае распространение материалов издания «Проект», в том числе и вышедших до признания организации нежелательной, могут признать участием в её деятельности.

 

3. ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИЗНАННЫЕ ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ

Реестры, которые нужно проверять:

Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Все реестры опубликованы на сайте Министерства юстиции РФ.

В реестр СМИ-иностранных агентов попадают люди и организации, которые распространяют информацию и получают иностранное финансирование, в реестры НКО-иноагантов и общественных объединений — иностранных агентов — организации, которые занимаются политической деятельностью и получают деньги из-за рубежа. В список физлиц-иноагентов включают людей, которые получают иностранного финансирование и занимаются политической деятельности или ведут целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при получении их иностранным источником могут быть использованы против безопасности России.

Почему важно проверять?

Зарегистрированные СМИ обязаны ставить пометки при упоминании НКО, общественных объединений, организаций и людей, включенных в реестры иностранных агентов. Пометка может быть произвольной. За нарушение грозят штрафы: для граждан — до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — до 5 тыс. рублей, а для юридических — до 50 тыс. рублей. Также во всех случаях возможна конфискация предмета правонарушения.

Подробнее о том, кто и за что может стать иностранным агентом: «Всё о статусе иноагента: правовые рекомендации».

 

4. IT-ГИГАНТЫ

Реестр, который нужно проверять:

Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации. Опубликован на сайте Роскомнадзора.

В реестр включают крупнейшие иностранные IT-компании. Сейчас в перечне 13 компаний которые владеют 22 платформами. Например, в него попали Google, Apple, Pinterest и другие.

Согласно Федеральному Закону №236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» попавшие в реестр компании до 1 января 2022 года обязаны:

— создать в России филиал, открыть представительство или учредить российское юридическое лицо;

— разместить на своих ресурсах форму для направления обращений российских граждан и организаций;

— зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами РФ.

Если компании не сделают этого, то Роскомнадзор сможет применять меры понуждения, начиная от пометок о том, что компания нарушает российское законодательство, и заканчивая замедлением и блокировкой.

Почему важно проверять?

Среди мер понуждения, которые могут быть применены к IT-компании, нарушившей требования:

— запрет рекламы на информационном ресурсе компании,

— запрет на рекламу компании или принадлежащей ей информационного ресурса на других площадках.

Эти запреты уже прописаны в Законе «О рекламе». Так, рекламу иностранных юрлиц, включенных в реестр Роскомнадзора и не выполнивших требования, и их информационных ресурсов запрещает пункт 11 статьи 7 . В этом случае ответственность за нарушение несет и рекламодатель, и рекламораспространитель. А запрет рекламы на информационных ресурсах иностранной компании, в отношении которой введена мера понуждения, содержится в пункте 10.4 статьи 5 Закона «О рекламе». В этом случае отвечать за нарушение будет только рекламодатель. Наказывать в обоих случаях будут по статье 14.3 КоАП — «Нарушение законодательства о рекламе». Штрафы для граждан — до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — до 20 тыс. рублей, а для юридических — до 500 тыс. рублей.

Подробнее об изменении законодательства о рекламе: «Реклама в 2022 году: что нового?».

 

5. РЕКЛАМА

Согласно Закону «О рекламе» в России запрещается реклама товаров, на производство или реализацию которых нужно получение лицензии или специального разрешения, если этих лицензий или разрешений нет. Поэтому в некоторых случаях нужно проверять наличие разрешительной документации. Ниже рассказываем о самых частых случаях.

5.1 Медицинские услуги и лекарства

Реестры, которые нужно проверять:

Единый реестр лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов российской федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности. Опубликован на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Государственный реестр лекарственных средств.

Почему важно проверять:

Медицинская и фармацевтическая деятельность относятся к лицензируемым видам деятельности, соответственно, рекламировать можно услуги только тех организаций, которые имеют лицензию. Например, это относится к рекламе клиник, центров красоты или аптек. Проверить наличие лицензии можно в реестре на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Если вы планируете опубликовать рекламу лекарственного препарата, то вам необходимо проверить, прошел ли он обязательную сертификацию и государственную регистрацию. Сделать это можно на сайте Министерства здравоохранения, вбив название лекарства в поисковой строке Государственного реестра лекарственных средств.

Проверка лицензии обязанность рекламораспространителя. Обращайте особое внимание на название организации-рекламодателя: оно должно совпадать с названием организации, которой предоставлена лицензия. Кроме того, важно, чтобы лицензия была действующей, а адрес, по которому планируется оказывать медицинскую помощь, совпадал с адресом, указанным в лицензии (в выписке их может быть несколько). Также нужно проверить, входит ли в перечень услуг, на которые выдана лицензия, медицинские услуги, которые рекламируются.

Помните, что реклама лекарств и медицинских услуг должна сопровождаться пометкой о наличии противопоказаний, необходимости ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультации специалистов. Также нужна и общая пометка “Реклама”.

В случае нарушения, если в вашем издании выйдет реклама медицинской организации, не имеющей лицензии, или не будет пометки, грозят серьезные штрафы по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ: для граждан — до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — до 20 тыс. рублей, для юрлиц — до 500 тыс. рублей.

Подробнее о рекламе медицинских услуг и лекарств: «Заминированный Клондайк: о типичных ошибках в рекламе медицинских услуг».

 

5.2 Финансовые услуги

Реестр, который нужно проверять:

Справочник финансовых организаций. Опубликован на сайте Банка России.

Почему важно проверять:

Рекламировать услуги финансовых организаций (банковских, страховых, микрофинансовых и других) можно только в тех случаях, если эти организации имеют соответствующую лицензию, разрешение, аккредитацию, включены в соответствующий реестр или являются членами саморегулируемых организаций. В противном случае такая реклама незаконна. Поэтому перед публикацией рекламы необходимо проверить рекламодателя через реестр на сайте Банка России. Если информации о нем там нет, или его лицензия недействительна, то распространять такую рекламу нельзя.

Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности можно посмотреть в статье 28 Закона «О рекламе».

Ответственность за рекламу финансовых организаций, не имеющих лицензию, несет и рекламодатель, и рекламораспространитель. Наказание предусмотрено частью 1 статьи 14.3 КоАП. Размеры штрафов: для граждан — до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — до 20 тыс. рублей, для юрлиц — до 500 тыс. рублей.

 

5.3 Строительство

Реестр, который нужно проверять:

Реестр строящихся домов на сайте наш.дом.рф.

Почему важно проверять:

Рекламировать долевое строительство нельзя до момента выдачи разрешения на строительства многоквартирного дома и государственной регистрации права собственности или аренды на земельный участок, на котором строится дом, а также заключения государственного строительного надзора (если получение такого разрешения предусмотрено законом “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”). Поэтому перед тем, как публиковать рекламу строящегося дома, нужно проверить наличие всех этих документов на сайте наш.дом.рф.

Указывать все это в самой рекламе не нужно, но нужно поставить несколько других специальных пометок:

  1. Наименование застройщика или указание коммерческого обозначения застройщика (такое, как в декларации).
  2. Ссылку на адрес в интернете, где размещена проектная декларация — https://наш.дом.рф/.
  3. Общую пометку «Реклама».

Ответственность за нарушение несет и рекламодатель, и рекламораспространитель. Наказание предусмотрено частью 1 статьи 14.3 КоАП. Размеры штрафов: для граждан — до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — до 20 тыс. рублей, для юрлиц — до 500 тыс. рублей.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ