Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Пометка для иноагента: новые правила

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Правительство РФ 22 ноября утвердило форму пометки, которой с 1 декабря 2022 года на своих материалах должны будут ставить иностранные агенты. На главные вопросы о новых правилах маркировки отвечают юристы Центра защиты прав СМИ.

Эти рекомендации касаются пометки, которую обязаны ставить иностранные агенты. О том, как иноагентам ставить возрастную маркировку в связи с признанием их информационной продукции запрещенной для распространения среди детей, читайте в нашем материале «Как и где ставить «18+» иноагентам?» 

 

КТО ДОЛЖЕН МАРКИРОВАТЬ СВОИ СООБЩЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ?

Указание на статус иностранного агента на своих материалах обязаны ставить:

  • сами иностранные агенты (все люди, организации и общественные объединения, включенные в реестр иностранных агентов);
  • учредители, члены, участники и руководители общественных объединений, включенных в реестр иностранных агентов;
  • руководители и члены органов управления юридических лиц, включенных в реестр.

 

НА КАКИХ МАТЕРИАЛАХ НУЖНО СТАВИТЬ ПОМЕТКУ?

Пометка обязательна:

  • на материалах, которые производятся или распространяются иноагентами в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности (в том числе в СМИ или в интернете);
  • на материалах, которые направляются в органы публичной власти, образовательные организации, другие органы и организации в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности,
  • на информации, которая касается «иноагентской» деятельности и распространяется, в том числе, через СМИ или в интернете.

Причем, маркировать нужно не только материалы, которые распространяются под именем (брендом) иностранного агента, но и от имени их руководителей (смотрите перечень людей, которые должны ставить пометку, выше).

При этом маркировать необходимо только материалы, которые распространяются в связи с осуществлением «иноагентской деятельности». То есть де-юре пометку можно не ставить на «бытовом контенте», например, на сообщениях личного характера в соцсетях.

Однако сказать точно, что фотографию домашнего питомца или ребенка, опубликованную в соцсети, не посчитают «материалом, распространяемым в связи с иноагентской деятельностью», нельзя. Вполне возможно, что в логике правоприменителей, и такой контент нужно будет маркировать. Сказать точнее можно будет только по мере появления правоприменительной практики. Кроме того, вероятно, что лицам, которые признанны иноагентами за распространение материалов и сообщений или участие в их создании, в любом случае придется маркировать весь контент, распространяемый ими (так как в их случае распространение информации и есть «иноагентская» деятельность).

Указанием на статус нужно сопровождать материалы, которые созданы в текстовом или аудиовизуальном формате. То есть все тексты, в видео- и аудиоролики (например, песни, подкасты, видеоинтервью и т.д.).

Эти правила относятся только к людям, организациям и общественным объединениям, которые признаны иноагентами. Во всех остальных случаях ставить пометку о наличии статуса иностранного агента при цитировании или публикации материалов иностранного агента должны только зарегистрированные СМИ. Это указание может быть в свободной форме.

 

КАК ДОЛЖНА ВЫГЛЯДЕТЬ ПОМЕТКА?

Согласно Постановлению Правительства указание должно быть размещено на русском языке в следующих формах.

Для материалов, производимых и распространяемых иностранными агентами:

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом (наименование, фамилия, имя отчество (при наличии), содержащаяся в реестр иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащаяся в реестр иностранных агентов).

Для материалов, производимых и распространяемых членами, учредителями, руководителями и т.д. организаций и общественных объединений, признанных иностранными агентами:

Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) (фамилия, имя, отчество (при наличии), являющимся (учредителем, членом, участником, руководителем или лицом, входящим в состав органа лиц, указанных в части 4 статьи 9 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»), включенного в реестр иностранных агентов.

 

КАК ОФОРМЛЯТЬ ПОМЕТКУ?

Если пометка размещается в текстовом материале (в том числе в посте в социальной сети или в новости на сайте):

  1. Пометку нужно ставить либо после заголовка, либо в самом начале материала, если заголовка нет.
  2. Размер шрифта пометки, должен быть вдвое больше размера шрифта текста.
  3. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону.
  4. Пометку нельзя накладывать на какие-то элементы, например, на картинки, текст и т.д.

Если пометка размещается в видео:

  1. Пометка должна быть в виде текста (озвучивать пометку — не обязательно).
  2. Указание должно появляться в начале видео, а также после каждого прерывания (например, на рекламу).
  3. Длительность показа пометки — не менее 15 секунд.
  4. Пометка должна быть расположена по центру кадра, размер — не менее 20% от площади кадра.

Если пометка размещается в аудиоматериале:

  1. Пометка должна быть в звуковой форме.
  2. Указание должно быть в начале и после каждого прерывания аудиоматериала.
  3. Звуковое указание нельзя накладывать на другие звуки, а его громкость не должна быть ниже основной громкости записи.
  4. Нельзя увеличивать скорость звукового указания.

 

КАК СТАВИТЬ УКАЗАНИЕ, ЕСЛИ В МАТЕРИАЛЕ ИНОАГЕНТА (НАПРИМЕР, В ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ПОДКАСТЕ) УЧАСТВУЕТ ДРУГОЙ ИНОАГЕНТ? 

Это достаточно сложный вопрос, ответить окончательно на который можно будет только после того, как сформируется практика. Сейчас мы полагаем, что достаточно одной пометки.

Мы исходим из того, что в Законе «О контроле за деятельностью лиц, находящихся по иностранным влиянием» сказано, что материалы производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, должны сопровождаться указанием на то, что материал произведен или распространен иностранным агентом или касается его деятельности.

Обязательная форма пометок, утвержденная Постановлением Правительства РФ, теперь именная. Соответственно, видеоинтервью или подкаст одного иностранного агента с другим иностранным агентом должны сопровождаться пометкой того иностранного агента, кем они были произведены или распространены. Например, если это интервью Юрия Дудя, признанного иноагентом, с Иваном Алексеевым (Noize MC), то пометка должна выглядеть так:

«Настоящий материал (информация) произведен и распространен иностранным агентом Дудем Юрием Александровичем либо касается деятельности иностранного агента Дудя Юрия Александровича».

Если же интервьюируемый (в нашем примере это Иван Алексеев) решит сделать репост этого видео, то он обязан поставить свою личную пометку:

«Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом Алексеевым Иваном Александровичем, либо касается деятельности иностранного агента Алексеева Ивана Александровича».

Получается, что закон обязывает иностранного агента сообщать только о своем статусе: обязанность ставить пометку о наличии статуса иностранного агента при цитировании или публикации материалов иностранного агента осталось прежней и распространяется только на зарегистрированные СМИ.

 

КАК МАРКИРОВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОСТОВ В СОЦСЕТЯХ (НАПРИМЕР, ВО «ВКОНТАКТЕ» ИЛИ В FACEBOOK*)?

Любой пост в ленте иноагента, независимо от того, прикреплено ли к нему видео, картинка или подкаст, должен иметь указание на статус, выполненное по форме, утвержденной Правительством. При этом маркировать нужно не только контент, который создан иноагентом, но и контент других людей, который иноагент распространяет (репостит). Рассмотрим несколько видов постов.

Текстовый пост без прикрепленных элементов: пометка должна быть в текстовом виде после заголовка или в начале текста, если заголовка нет.

Текстовый пост с прикрепленным видео (подкастом): в тексте поста должна быть пометка, также указание необходимо и в начале самого видео (подкаста).

Текстовый пост с прикрепленной картинкой (несколькими картинками, карточками или иллюстрациями): пометку нужно ставить в тексте самого поста. Правила, утвержденные Правительством, прямо запрещают добавлять пометку на картинку, поэтому она должна быть указана выше.

Пост без текста, но с картинкой: указание необходимо ставить в подводке к картинке. Аналогично нужно маркировать и репосты чужих сообщений на странице иностранного агента.

Пост без текста, но с видео (подкастом): если видео создано иностранным агентом, то пометка должна быть в начале видео, отдельно в подводке ее указывать не нужно. Если иностранный агент репостит чужое видео, то необходимо указывать пометку в подводке.

Правила маркировки, утвержденные Правительством, устанавливают требования к указанию пометок на текстовых, аудио- и аудиовизуальных материалах. Тексты, видеоролики и подкасты расцениваются как отдельные материалы, поэтому в случаях, когда, например, в одном посте соседствуют разные виды контента (скажем, видео и текстовая подводка, подкаст и текстовая подводка), маркировать нужно каждую единицу контента. Кроме того, стоит помнить, что пользователю должна быть видно пометка вне зависимости от того, где он просматривает материал или видео (в ленте новостей, на странице иностранного агента, в галерее, в разделе «Видеозаписи» , «Статьи» и т.д.)

 

КАК МАРКИРОВАТЬ «ИСТОРИИ» В СОЦСЕТЯХ?

«Истории», например, во «Вконтакте» или в Instagram* будут подлежать маркировке в зависимости от того, какой контент опубликован в них. Так, если человек публикует фото или текст, то пометку нужно ставить в начале текста (если есть заголовок, то под заголовком) или над картинкой. Если человек публикует видео, то маркировать «Истории» нужно с учетом требований, предусмотренных для видео. Полные правила смотрите выше.

Помните, что посчитать материалом или сообщением могут каждую опубликованную stories, следовательно, пометку нужно указывать на каждой из них. Если же в «Историях» опубликовано видео, то указание на статус иноагента нужно ставить в начале трансляции и при каждом его возобновлении. Если же видео большое и разделено на несколько stories, то пока не ясно, будут ли контролирующие органы считать это одним сообщением или несколькими (или же в логике правоприменителей это будет один материал, который возобновляется после прерывания). Для уменьшения рисков лучше ставить пометку на каждом отрезке видео.

Если вы распространяете Reels, то на него распространяются те же правила, что и к обычному видео.

 

КАК МАРКИРОВАТЬ ВИДЕО, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА YOUTUBE ИЛИ НА ДРУГИХ ВИДЕОХОСТИНГАХ?

Все видео иностранных агентов, которые размещены на YouTube (в том числе в разделе «Shorts»), необходимо ставить 15-тисекундную пометку в самом начала ролика. Если к видео вы добавляете описание, то его тоже нужно маркировать текстовой пометкой.

Аналогичные требования касаются и аудио, например, подкастов, которые размещены на онлайн-платформах для распространения музыки, подкастов и т.д.

Подробные требования к маркировки отдельных видов контента читайте в вопросе № 4 «Как оформлять пометку?».

 

НУЖНО ЛИ МАРКИРОВАТЬ ТЕКСТЫ, КОТОРЫЕ ИНОАГЕНТ НЕ СОЗДАЛ, НО ПЕРЕПЕЧАТАЛ НА СВОЕМ САЙТЕ ИЛИ В БЛОГЕ?

Да. В этом случае иностранный агент является распространителем информации. Закон прямо указывает на то, что при распространении сообщений и материалов, необходимо ставить пометку. Поэтому, например, если вы перепечатываете новости информационных агентств по какой-то тематике на своем сайте, каждый такой материал должен сопровождаться пометкой.

Как маркировать сообщения об иноагентах в СМИ, читайте в рекомендациях «Пометка и возрастное ограничение: как теперь писать в СМИ об иноагентах?».

О том, кого, за что и как могут признать иностранным агентом, читайте в материале «Единые статус и пометка, реестры и запреты: все о законодательстве об иноагентах».

 

Источник: Центр защиты прав СМИ

 

*Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена