В конце июня 2022 года Госдума РФ приняла в окончательном чтении Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а также поправки в Уголовный кодекс РФ, согласно которым, в частности, введена статья 275.1 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией. Статья 275.1 УК РФ вступила в законную силу 14 июня 2022 года. Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» начнет действовать с 1 декабря 2022 года.
ПОДРОБНО О ЗАКОНАХ:
Единые статус и пометка, новые реестры и запреты: как будут контролировать деятельность «иноагентов» |
В этом материале мы рассказываем, какие риски несут журналисты и другие сотрудники иностранных СМИ.
1. СОТРУДНИКИ БЮРО ИНОСТРАННЫХ СМИ (РОССИЙСКИЕ ГРАЖДАНЕ), РАБОТАЮЩИЕ В РОССИИ БЕЗ АККРЕДИТАЦИИ ПРИ МИД РФ
Риск признания иностранным агентом
Согласно действующему законодательству для признания человека иностранным агентом на данный момент нужно, чтобы помимо публичного распространения информации человек имел какое-то иностранное финансирование. Зарплата от бюро иностранного СМИ, даже начисленная со счета в российском банке, может быть признана иностранным финансированием, если в российский банк средства поступили из-за границы. С 1 декабря 2022 года этот критерий будет уже не обязательным, получить статус иностранного агента можно будет и без доходов из иностранных источников, если власти посчитают, что человек находится «под иностранным влиянием».
Понятие «иностранное влияние» сформулировано максимально широко, что может позволить властям применять его произвольно:
«Иностранное влияние – это предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами».
Что именно будет расцениваться как «оказание влияния» на журналистов, непонятно.
Кроме того иностранным агентом могут признать кого-либо за распространение материалов иностранного СМИ-иностранного агента или за участие в создании материала для иностранного агента. Скажем, если фрилансер принял участие в подготовке текста для «Медузы» или DW, то это может стать основанием для признания его иноагентом. Это срабатывает и в случаях, если кто-то опубликовал в соцсетях материал любого СМИ, признанного иноагентом, или если эксперт дал комментарий иностранному СМИ-иностранному агенту (при этом к ним относятся, как вы помните, не только по-настоящему иностранные СМИ, но и российские, такие как «Дождь», а также более 60 человек российских граждан, включая журналистов).
Риск привлечения к уголовной ответственности по статье 275.1 УК РФ за «конфиденциальное сотрудничество»
Это новая статья в УК, которая была введена 14 июля 2022 года. Под риском привлечения к уголовной ответственности по статье 275.1 УК РФ «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией» в большей степени будут находиться фрилансеры, фиксеры, фактчекеры, а также те журналисты, чьи материалы публикуются под псевдонимом.
Мы видим, что ключевым критерием в данном случае будет являться «конфиденциальность» сотрудничества, поэтому одним из вариантов поведения для избежания обвинений в таком сотрудничестве будет открытое сотрудничество. Возможно, для бюро иностранных СМИ это может быть сделано в виде подачи заявления в МИД о получении аккредитации для всех сотрудников, включая внештатных. Статья 275.1 УК РФ содержит примечание, согласно которому будут освобождаться от уголовной ответственности те, кто уведомил «органы власти» о сотрудничестве с иностранной организацией. МИД относится к «органам власти». Таким образом, формальное уведомление может снизить риски для российских сотрудников и фрилансеров, работающих с иностранными СМИ.
Как минимум, это позволит говорить, что российские власти уведомлены о работе конкретного гражданина РФ на иностранное СМИ и что сотрудничество уже не может считаться конфиденциальным. Правда, при этом одновременно вырастает риск признания иностранным агентом, однако это по сравнению с риском уголовной ответственности за конфиденциальное сотрудничество – меньшее зло.
Также журналисты будут вынуждены принимать решение, подписывать ли материал своим именем или использовать псевдоним, с учётом рисков привлечения к ответственности за «конфиденциальное сотрудничество». Безусловно, журналист вправе подписать материал своим именем, псевдонимом или опубликовать без указания имени вообще (это классическое право гарантировано любому журналисту статьей 47 Закона «О СМИ», а также базовыми стандартами в области авторского права). Автор имеет право оставить своё имя в конфиденциальности при обнародовании своего авторского произведения. Однако после введения статьи 275.1 УК РФ публикация материала в иностранном СМИ под псевдонимом может стать риском. Судя по заложенной в новую статью логике, использование псевдонима может расцениваться как желание журналиста сохранить в конфиденциальности своё сотрудничество с иностранным СМИ. Если журналист публикуется под своим именем, то такое сотрудничество вряд ли можно расценить как конфиденциальное.
2. РОССИЙСКИЕ СОТРУДНИКИ БЮРО ИНОСТРАННЫХ СМИ, ИМЕЮЩИЕ АККРЕДИТАЦИЮ ПРИ МИД РФ В КАЧЕСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ
Риск признания иностранным агентом
По праву таких сотрудников не должны признавать «иностранными агентами»: в законе чётко прописано, что иностранные журналисты, аккредитованные в России, освобождаются от обязанности подавать заявление на включение в реестр иностранных агентов (пункт 4 статьи 7 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»). Но при этом в законе есть оговорка, что если иностранный журналист, аккредитованный в РФ, осуществляет «иноагентскую деятельность», не относящуюся к его профессиональной деятельности, то он может быть включен Минюстом в реестр по согласованию с МИД.
Получается, что если контролирующие органы посчитают, что аккредитованный журналист занимается, к примеру, политической деятельностью, то его вполне могут признать иноагентом и включить в реестр. Так что риск признания иностранных журналистов, аккредитованных при МИД России, иностранными агентами всё же остаётся. Что относится к политической деятельности, можно посмотреть в нашей памятке.
Если иностранное СМИ уже признано в России иностранным агентом, то его сотрудники, в том числе журналисты, могут быть включены в реестр лиц, аффилированных с иностранным агентом. Включение журналиста в данный реестр не возлагает на него никаких дополнительных обязанностей.
Риск привлечения к уголовной ответственности по статье 275.1 УК РФ
Статья 275.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность для российских граждан за сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации. Если журналист аккредитован при МИД России от иностранного СМИ, то говорить о конфиденциальном сотрудничестве с этим СМИ нельзя, поскольку российским властям известно, в рамках работы какого иностранного СМИ журналист осуществляет свою профессиональную деятельность. Соответственно, нет и оснований для привлечения его к уголовной ответственности по статье 275.1 УК РФ.
3. РОССИЙСКИЕ СОТРУДНИКИ РЕДАКЦИЕЙ ИНОСТРАННЫХ СМИ, НЕ АККРЕДИТОВАННЫЕ ПРИ МИД РФ (В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЗАЯВКА НА АККРЕДИТАЦИЮ НАПРАВЛЕНА И ЖДЕТ СОГЛАСОВАНИЯ)
Риск признания иностранным агентом
Как было указано выше, согласно Закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» иностранные журналисты, аккредитованные в России, освобождаются от обязанности подавать заявление на включение в реестр иностранных агентов. Но имеются в виду журналисты, уже получившие аккредитацию при МИД России. Пока заявка на аккредитацию находится на стадии согласования, риск признания иностранным агентом такой же, как и у журналистов, в отношении которых заявка на аккредитацию не подавалась.
Риск привлечения к уголовной ответственности по статье 275.1 УК РФ
Поскольку российские власти уже уведомлены о сотрудничестве журналиста с иностранным СМИ, от редакции которого поступила заявка на аккредитацию в МИД России, то, как и в ситуации с уже аккредитованными журналистами, нельзя говорить, что такое сотрудничество является конфиденциальным. Соответственно, нет и оснований для привлечения таких журналистов к уголовной ответственности по статье 275.1 УК РФ.
4. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ БЮРО ИНОСТРАННЫХ СМИ (БУХГАЛТЕРА, ВОДИТЕЛИ, ОФИС-МЕНЕДЖЕРЫ И Т.Д.)
Риск признания иностранным агентом
Признание иностранными агентами технического персонала будет зависеть от нескольких факторов, в том числе и от публичности сотрудников, поэтому можно сказать, что спасением для них будет молчание в социальных сетях. Многие технические сотрудники выбирают модель поведения, когда они совсем отказываются от ведения соцсетей или регистрируют их не на свой телефон и не на своё имя.
Также важно, каким образом они получают оплату за свою работу. Если денежные средства поступают на их счет от российского юридического лица, с российского счета, то риск признания иностранным агентом меньше. Однако он всё равно есть, потому что все выплаты с этого российского счёта, например, с российского счёта бюро иностранного СМИ в России, зарегистрированного в налоговой инспекции в Москве с определённым кодом ИНН, который указывает на то, что это представительство иностранного СМИ в России, в таком случае всё равно будут считаться иностранным финансированием, поскольку на счёт поступают средства из головного офиса иностранного СМИ. Если денежные средства поступают на их счёт напрямую от иностранного лица, то риск признания их иностранными агентами гораздо выше.
В любом случае вероятность признания иностранным агентом всё равно будет зависеть и от публичности сотрудника.
Если иностранное СМИ признано в России иностранным агентом, то его сотрудники будут включены в реестр лиц, аффилированных с иностранным агентом. Включение человека в данный реестр не возлагает на него никаких дополнительных обязанностей.
Риск привлечения к уголовной ответственности по статье 275.1 УК РФ
Риск привлечения к уголовной ответственности технических сотрудников по статье 275.1 УК РФ ниже, чем у журналистов иностранных СМИ. Если технические сотрудники получают оплату за свою работу на счета в российских банках, то такое сотрудничество с иностранным СМИ вряд ли можно назвать конфиденциальным. Наименьший риск привлечения к ответственности у сотрудников, которые аккредитованы при МИД России в качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов иностранных СМИ.
Источник: Центр защиты прав СМИ