Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Как и где ставить «18+» иноагентам?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

С 1 декабря 2022 года информационная продукция иностранных агентов запрещена для распространения среди детей. В рекомендациях рассказываем, как людям, организациям и общественным объединениям, внесенным в реестр, маркировать свои материалы.

Эти рекомендации касаются возрастной маркировки, которую обязаны ставить иностранные агенты. О том, как и где ставить обязательную «иноагентскую» пометку, читайте в материале «Пометка для иноагента: новые правила»  

 

ЧТО ТАКОЕ «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ»?

Согласно поправкам в Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная продукция иностранных агентов запрещена к распространению среди детей (например, как информация порнографического характера или нецензурная брань).

Информационная продукция – это продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, интернета и сетей подвижной радиотелефонной связи.

То есть к информационной продукции относятся любые тексты, книги, фотографии (и другие иллюстрации), видеоролики, подкасты, журналы, брошюры, мобильные приложения и игры и т.д. Всё это иностранные агенты обязаны маркировать знаком «18+». В противном случае может наступить ответственность по статье 6.17 КоАП РФ. Штрафы, например, для юрлиц — до 50 тыс. рублей. Возможно также административное приостановление деятельность на срок до 90 суток.

 

КАК МАРКИРОВАТЬ КОНТЕНТ НА САЙТЕ?

На любом сайте, который принадлежит иностранному агенту (не важно, человеку, организации или общественному объединению), нужно:

  • указать знак информационной продукции «18+»,
  • запретить доступ для для детей (например, поставить блок, чтобы при входе человек обязательно подтверждал, что ему есть 18 лет).

При этом конкретные требования к маркировке по российскому законодательству предъявляются только к зарегистрированным онлайн-СМИ. Если организация признана иностранным агентом, а ее сайт зарегистрирован как СМИ, то руководствоваться нужно вот такими правилами:

  • знак информационной продукции должен быть указан в верхней части главной страницы сайта и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, размещенной на сайте (лучше, если область логотипа и знака будут закреплены для всех страниц сайта);
  • по размеру знак «18+» должен быть не меньше 75% от подзаголовка или не меньше размера основного шрифта с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки;
  • знак должен быть выполнен в контрастном заголовку издания цвете;
  • саму новостную ленту маркировать не надо, также не маркируются комментарии, которые размещают читатели.

Если сайт иноагента не зарегистрирован как СМИ, можно придерживаться этих требований или же ставить знак «18+» в любом другом виде и месте. Главное, чтобы маркировка была видна посетителю. Знак информационной продукции на отдельных материалах должен быть размещен таким образом, чтобы он полноценно воспринимался потребителями.Так, необходимо учитывать гарнитуру шрифта, кегль, а также цветовую гамму и т.д.

 

КАК МАРКИРОВАТЬ КОНТЕНТ В СОЦСЕТЯХ?

Никаких рекомендаций или правил относительно маркировки контента в социальных сетях контролирующие органы не дают, поэтому в этом случае форма пометки «18+» и место, где она размещена, могут быть произвольными. Мы рекомендуем:

  • указывать знак информационной продукции «18+» при размещении любых публикаций иностранного агента или публикаций, которые касаются его деятельности, в том числе текстов, фото и видео (этот знак можно размещать рядом с пометкой о признании иноагентом);
  • также можно дополнительно указать знак информационной продукции в описании страницы в соцсети.

В текстовом или аудиовизуальном материале знак информационной продукции размещается в виде «18+» и (или) текстового предупреждения «запрещено для детей». В начале аудиоматериала необходимо добавить звуковое предупреждение «запрещено для детей»

 

КАК МАРКИРОВАТЬ ПЕЧАТНУЮ ПРОДУКЦИЮ?

К печатной продукции продукции относятся книги, журналы, газеты, брошюры, листовки и т.д. При распространении таких материалов нужно придерживаться следующих правил:

  • вся печатная продукция, которая создана иностранным агентом или которая содержит его материалы, должна распространяться исключительно в запечатанной упаковке;
  • распространять такую продукцию нельзя в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей.

В книжной продукции, которая содержит информацию от иноагентов, знак «18+» обязательно должен располагаться на обложке. Также его можно указать на полосе, содержащей выпускные данные (на обороте титульного листа). При этом шрифт, которым напечатан знак «18+» не должен быть меньше шрифтов, используемых на полосе.

Если информация, запрещенная для детей, публикуется в печатных периодических изданиях, то:

  • знак «18+» должен быть указан на первой полосе;
  • по размеру он должен быть не меньше логотипа или шрифтов, которые используются на первой полосе;
  • цвет знака должен отличаться от цвета шрифта и подложек;
  • шрифт знака не должен быть таким же, как основой шрифт первой полосы.

 

КАК МАРКИРОВАТЬ ВИДЕО НА YOUTUBE И ДРУГИХ ВИДЕОХОСТИНГАХ?

Иностранные агенты обязаны маркировать знаком «18+» весь свой контент, в том числе и видео, которое публикуют на YouTube (а также на других видеохостингах или в социальных сетях). При этом размер, цвет, место, где должен быть расположен знак, законодательно не определены. В этой ситуации можно следовать таким рекомендациям:

  • знак информационной продукции 18+ или текстовое предупреждение «запрещено для детей» должно размещаться перед началом трансляции видео, например, в одном кадре с обязательной иноагентской пометкой;
  • дополнительно можно транслировать знак информационной продукции при каждом возобновлении видео (в случае если оно прерывается, например, рекламой);
  • также лучше добавить знак «18+» в описание видео (чем больше предупредительных знаков, тем меньше вероятность нарушить закон);
  • размер, шрифт или цвет знака должны быть такими, чтобы без усилий и специальных приспособлений был виден зрителю (или соответствовать размеру обязательной иноагентской пометки).

 

КАК МАРКИРОВАТЬ ПОДКАСТЫ, ПЕСНИ И ДРУГИЕ АУДИОМАТЕРИАЛЫ?

Как и в ситуации с видео, законы не содержат каких-то специальных требований к возрастной маркировке аудиозаписей, размещаемых в интернете. Наши рекомендации:

  • звуковое предупреждение о том, что информация запрещена для детей, должно прозвучать в начале аудиоматериала;
  • также это предупреждение при возможности можно разместить в описании аудио (в виде знака «18+» или фразы «запрещено для детей»).

 

КАК МАРКИРОВАТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ?

В магазинах (например, в Google Play или App Store) приложения, которые созданы иностранными агентами, должны распространяться с категорией возрастного ограничения «18+». Также этот знак должен быть указан в описании приложения.

 

КАК МАРКИРОВАТЬ ТЕКСТЫ ИНОАГЕНТОВ НА СТОРОННИХ САЙТАХ?

Ответственность за отсутствие возрастной маркировки в случаях, когда необходима, — персональная, а это значит, что наказать могут только того, что разместил информационную продукцию без возрастного предупреждения.

Если на сторонних сайтах публикуются материалы иностранных агентов без знака «18+», то отвечать будет тот, распространил материал. Таким образом, иностранный агент будет нести ответственность только в том случае, если он самостоятельно опубликовал материал.

При этом стоит помнить, что в интернете обязанность маркировать продукцию лежит только на владельцах сайтов, которые зарегистрированы в качестве СМИ. Другие сайты не подлежат обязательной классификации.

Принимая во внимание действующее законодательство, информационной продукции, запрещенной для распространения среди детей, должна быть присвоена категория «18+». Чтобы избежать спорных вопросов и ответственности за нарушение законодательства при публикации информационной продукции иностранного агента достаточно в добровольном порядке указывать знак «18+».

Как маркировать сообщения об иноагентах в СМИ, читайте в рекомендациях «Пометка и возрастное ограничение: как теперь писать в СМИ об иноагентах?».  

О том, кого, за что и как могут признать иностранным агентом, читайте в материале «Единые статус и пометка, реестры и запреты: все о законодательстве об иноагентах».

 

Источник: Центр защиты прав СМИ